Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 сентября 2008 г. N Ф03-А51/08-2/3313
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Первореченскому району г. Владивостока на решение от 16.05.2008 по делу N А51-1497/2008 30-49 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению ГУ - Управления Пенсионного фонда по Первореченскому району г. Владивостока к Инспекции Федеральной налоговой службы по Первореченскому району г.Владивостока о признании незаконным отказа в возврате 3060,45 руб. и обязании их возвратить.
Резолютивная часть постановления от 10 сентября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2008 года.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда по Первореченскому району г. Владивостока (далее - управление пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа Инспекции Федеральной налоговой службы по Первореченскому району г. Владивостока (далее - инспекция, налоговый орган) в осуществлении возврата ошибочно уплаченных страховых взносов в сумме 3060,45 руб. и обязании возвратить из бюджета ошибочно уплаченных 3060,45 руб.
Решением суда от 16.05.2008 заявленные требования управления пенсионного фонда удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что налоговая инспекция как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязана по заявлению плательщика произвести возврат денежных средств, ошибочно зачисленных по неверному коду бюджетной классификации.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением суда, налоговый орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм материального права, в удовлетворении требований управления пенсионного фонда отказать. По мнению заявителя жалобы, возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов не является предметом налогового контроля и налоговым органом не производится.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали. Инспекция заявила ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа установил следующее.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 19.09.2007 управление пенсионного фонда, произведя удержание сумм с пенсий Мартынова В.Д. и Севрюкова В.И., на основании исполнительных производств, возбужденных на основании судебных приказов о взыскании в доход бюджета транспортного налога, ошибочно зачислил их на код бюджетной классификации N 18210202010060000160 (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование) в общей сумме 3060,45 руб. (платежное поручение от 19.09.2007 N 1134 на сумму 1420 руб., платежное поручение от 19.09.2007 N 1135 на сумму 1640,45 руб.), в то время как следовало зачислить на код 182106040120210000110 (транспортный налог для физических лиц). Эти суммы фактически зачислены налоговым органом как штраф по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемый в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии.
20.11.2007 управление пенсионного фонда обратилось в инспекцию с заявлением о возврате ошибочно перечисленных платежей в сумме 3060,45 руб. с кода 18210202010060000160 на расчетный счет управления пенсионного фонда.
Решением от 30.11.2007 N 1181 инспекция отказала управлению пенсионного фонда в осуществлении возврата суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ссылаясь на то, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) и статьей 15 Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансировании накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" вопросы связанные с уплатой страховых взносов, направляемых на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, относятся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации, поэтому зачеты и возвраты страховых взносов налоговыми органами в порядке, предусмотренном статьями 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), не производятся.
Не согласившись с решением налогового органа от 30.11.2007 N 1181 об отказе в осуществлении зачета (возврата) страховых взносов, управление пенсионного фонда оспорило его в арбитражный суд, который, признавая его незаконным, правомерно исходил из следующего.
Статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ предусмотрено, что правоотношения, связанные с уплатой платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
Согласно статье 25 вышеназванного Закона, контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Указанным Федеральным законом не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем к данным правоотношениям применяются положения пунктов 7, 9 статьи 78 НК РФ.
Пунктами 7, 9 статьи 78 НК РФ предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные органы.
Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику,
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции от 23.12.2004 N 174-ФЗ) главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Это же положение закреплено Приказом Министерства финансов РФ "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" от 10.12.2004 N 114н (приложение N 11).
Таким образом, обязанность по возврату страхователю излишне уплаченных страховых взносов возложена на налоговый орган.
Довод налогового органа о том, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются налоговыми платежами, к ним не могут быть применены положения Налогового кодекса РФ, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно им отклонен, как основанный на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, суд первой инстанции применил нормы материального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 16.05.2008 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-1497/2008 30-49 оставить без изменения, кассационную жалобу -без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с абз.1 п.9 ст. 78 НК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2007 г.) возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено указанным Кодексом.
По мнению налогового органа, возврат излишне уплаченных сумм пенсионных страховых взносов не является предметом налогового контроля и налоговым органом не производится.
Суд сделал вывод о том, что обязанность по возврату страхователю излишне уплаченных страховых пенсионных взносов возложена на налоговый орган.
Управление пенсионного фонда, произведя удержание сумм с пенсий физических лиц, ошибочно зачислило их на код бюджетной классификации "страховые взносы на обязательное пенсионное страхование", в то время как взысканные суммы следовало зачислить на код "транспортный налог для физических лиц". Эти суммы были фактически зачислены налоговым органом как штраф по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемый в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии. Управление пенсионного фонда обратилось в инспекцию с заявлением о возврате ошибочно перечисленных платежей на расчетный счет управления пенсионного фонда, на что инспекция отказала по указанным выше основаниям.
Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем к данным правоотношениям применяются положения п.п.7, 9 ст. 78 НК РФ.
Поэтому суд поддержал позицию пенсионного фонда, решение суда оставил без изменения, жалобу инспекции - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 сентября 2008 г. N Ф03-А51/08-2/3313
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании