Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 сентября 2008 г. N Ф03-А04/08-1/3867
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 30.04.2008, постановление от 26.06.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А04-560/08-11/56 Арбитражного суда Амурской области, по иску открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт" к Министерству финансов Амурской области, Министерству финансов РФ, муниципальному учреждению "Отдел образования Администрации Бурейского района", третье лицо Финансовый отдел Администрации Бурейского района, о взыскании 316632,31 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2008 года.
Открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству финансов Амурской области, муниципальному учреждению "Отдел образования Администрации Бурейского района" о взыскании 316632,31 руб. расходов, связанных с предоставлением в период с 01.01.2007 по 31.12.2007 льгот по оплате электроэнергии педагогическим работникам на основании Закона РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (далее - Закон "Об образовании").
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Финансовый отдел Администрации Бурейского района Амурской области.
Определением от 06.03.2008 судом привлечено в качестве второго ответчика по делу Министерство финансов РФ.
Решением суда от 30.04.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.06.2008, иск удовлетворен в полном объеме за счет казны Российской Федерации.
Законность этих судебных актов проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 284. 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ.
Жалоба мотивирована нарушением судом норм материального права, регулирующих порядок финансирования из федерального источника спорных расходов.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания, в рассмотрении кассационной жалобы не участвовали.
При проверке законности принятых по настоящему делу решения и постановления установлено, что отмене либо изменению они не подлежат по следующим основаниям.
Спор возник в связи с предоставлением истцом на основании договора от 22.06.2006 N 208-20/06, а также дополнительного соглашения к нему от 23.03.2007 в течение 2007 года льгот по оплате электроэнергии педагогическим работникам, проживающим в Бурейском районе.
Факт предоставления льгот истцом в спорный период и их объем, и стоимость доказаны актами сверок, счетами-фактурами, отчетами о предоставлении льгот, списками льготной категории граждан с указанием начисленных сумм, извещениями на оплату коммунальных услуг.
Удовлетворяя исковое требование за счет федеральной казны, суды правомерно руководствовались закрепленным действующим законодательством порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, Законом "Об образовании", Постановлением Правительства N 377 от 27.06.2003 "Об утверждении правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", Законом Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", а также Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2007 год".
Исследовав объем целевого финансирования субъекта РФ, муниципального образования из федерального бюджета на спорные нужды, суд установил, что компенсация спорных расходов истцу не произведена из-за необеспеченности нижестоящих бюджетов.
При этом судом установлено, что из федерального бюджета в 2007 году денежные средства на компенсацию спорных расходов субъекту РФ не предоставлялись.
Судом установлено, что из средств областного бюджета выделена субвенция Бурейскому району в размере 22636 тыс. руб., из них педагогическим работникам 14768,5 тыс. руб., кредиторская задолженность вышестоящего бюджета перед истцом на 01.01.2008 составляет 5569,1 тыс. руб., из них по педагогическим работникам - 3616,9 тыс. руб.
Поскольку денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных Законом "Об образовании" из федерального бюджета не выделялись, суд правомерно привлек к ответственности Российскую Федерацию.
Доводы заявителя о том, что расходы на реализацию льгот населению, предусмотренные федеральными законами, должны производиться за счет региональных бюджетов, судом первой и апелляционной инстанций отклонены также обоснованно, так как данные доводы противоречат действующему законодательству (статьям 130, 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации), согласно которому обеспечение исполнения федеральных законов о льготах для населения из федерального бюджета относится к компетенции Министерства финансов РФ, и, соответственно, ответственность за неисполнение федерального законодательства о льготах лежит на этом лице.
Данный вывод содержится в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" от 22.06.2006 N 23, вследствие чего ссылка заявителя кассационной жалобы на незаконное удовлетворение иска за счет средств федерального бюджета является неосновательной.
Доводы заявителя кассационной жалобы о нарушении статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ признаются необоснованными, поскольку статья 26.3 названного Федерального закона не предусматривает финансирование спорных льгот за счет собственных средств бюджета субъекта РФ.
Доводы заявителя жалобы о том, что он на основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд, в связи с чем взыскание с него госпошлины по иску является необоснованным, судом кассационной инстанции отклоняется в связи со следующим.
Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает освобождение указанных органов от уплаты государственной пошлины по делам, по которым данные органы выступают в качестве ответчика (пункт 2 Информационного письма Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117).
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 30.04.2008, постановление от 26.06.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А04-560/08-11/56 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 сентября 2008 г. N Ф03-А04/08-1/3867
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании