Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Авдонкина В.С. и Красношапки В.Б., при секретаре судебного заседания Семенец М.К., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-45/2022 по кассационной жалобе представителя заинтересованного лица - Министерства обороны Российской Федерации Трофимовой А.А. на решение Владивостокского гарнизонного военного суда от 8 февраля 2022 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 13 апреля 2022 г., принятые по административному иску военнослужащего войсковой части N 1. "звание" Еремеева Ивана Дмитриевича об оспаривании бездействия командира войсковой части N. 2 и федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), заключающегося в непринятии мер по учету на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) дохода от инвестирования
Заслушав доклад судьи Авдонкина В.С, изложившего обстоятельства административного дела, содержание принятых по делу судебных актов и доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд
установил:
обжалуемым решением суда, оставленным без изменения указанным выше апелляционным определением, административный иск Еремеева удовлетворен: суд признал незаконным бездействие командира войсковой части N. 2 по непринятию мер по учету на именном накопительном счете (далее - ИНС) Еремеева дохода от инвестирования за период с 27 июля 2015 г. по 1 сентября 2021 г. и возложил обязанность на ФГКУ "Росвоенипотека" произвести расчет и истребовать от Министерства обороны Российской Федерации сверх лимитов бюджетных средств, выделяемых на цели НИС, денежную сумму, подлежащую начислению за указанный период.
В поданной 14 июня 2022 г. кассационной жалобе представитель заинтересованного лица Трофимова, считая принятые судебные акты незаконными в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, просит их отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного иска.
В обоснование жалобы Трофимова, ссылаясь на п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" и Правила выплаты участникам НИС жилищного обеспечения военнослужащим и членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации о 17 ноября 2005 г. N 686 (далее - Правила), полагает, что выплата денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенных на ИНС участника НИС, производится без учета дохода от инвестирования.
Также автор жалобы утверждает, что Минобороны России непосредственно ведением реестра участников НИС и учетом их накоплений не занимается, в этой связи каких-либо прав административного истца не нарушало.
Кроме того, Трофимова считает, что обязывание Минобороны России к выделению денежных средств является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета на самостоятельное решение входящих в его компетенцию вопросов, чем нарушается установленный в ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей и является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции, не имеется.
Рассмотрев административное дело в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в пределах доводов кассационной жалобы, Кассационный военный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно установленным судами первой и апелляционной инстанций обстоятельствам Еремеев проходил военную службу по контракту с 2008 г. в воинском звании "звание", второй контракт заключил в 2013 г, в апреле 2015 г. был уволен с военной службы по собственному желанию при наличии у него уважительных причин. В июле 2015 г. он вновь поступил на военную службу по контракту, однако его несвоевременно включили в реестр участников НИС - в сентябре 2021 г, с датой возникновения основания для этого - 27 июля 2015 г. Доход от инвестирования Еремееву с 27 июля 2015 г. по 1 сентября 2021 г. не начислялся и не учитывался.
Исходя из данных обстоятельств дела, обоснованно применив положения ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. 4, 5, 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (в редакции от 28 июня 2011 г.), Указа Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. N 449 "Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", приказа Министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. N 477 "Об утверждении Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации", суды первой и второй инстанций приняли правильные, соответственно, решение об удовлетворении административного иска и апелляционное определение об оставлении без изменения данного решения.
Доводы кассационной жалобы рассматривались судами первой и апелляционной инстанций, которые их обосновано, с приведением соответствующих мотивов отклонили. Основанные на ошибочном понимании норм права несогласие автора кассационной жалобы с принятыми судебными актами, его доводы, суждения о том, как должно быть разрешено дело, не влекут вывода о незаконности этих актов.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" реализация права на жилище участниками НИС осуществляется посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на ИНС участников и последующего использования этих накоплений.
Согласно ст. 5 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" накопления для жилищного обеспечения формируются за счет учитываемых на индивидуальных накопительных счетах участников накопительных взносов за счет средств федерального бюджета, доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений. При этом учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
Согласно п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655, уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит расчет суммы дохода от инвестирования указанных средств, определенного на последний день отчетного квартала.
Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее тридцатого числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.
В соответствии с указанными выше нормами законодательства и установленными обстоятельствами дела суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильным выводам, что отказ ФГКУ "Росвоенипотека" в начислении на ИНС Еремееву доходов от инвестирования накоплений за период времени с возникновения оснований для включения его в реестр участников НИС до несвоевременного включения в данный реестр, то есть с июля 2015 г. по сентябрь 2021 г, нарушает жилищные права административного истца, поскольку существенно снижает размер денежных средств, которые могут быть предоставлены ему для приобретения жилого помещения.
С целью восстановления нарушенных прав административного истца гарнизонный военный суд, с выводом которого обоснованно согласился суд апелляционной инстанции, правильно возложил на ФГКУ "Росвоенипотека" обязанность произвести расчет дохода от инвестирования, который был бы начислен Еремееву при своевременном включении его в реестр участников НИС и истребовать соответствующую денежную сумму у Минобороны России сверх лимитов бюджетных средств, выделяемых на цели НИС, для перечисления ее на ИНС административного истца.
Привлечение Минобороны России и ФГКУ "Росвоенипотека" в качестве, соответственно, заинтересованного лица и административного ответчика и возложение на них судом указанных выше обязанностей обосновано их полномочиями в сфере НИС. Так, согласно Указу Президента РФ от 20 апреля 2005 г. N 449 Минобороны России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование НИС. В соответствии Правилами ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и Правилами формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. N 655, ФГКУ "Росвоенипотека" осуществляет ведение таких счетов военнослужащих и истребование для их пополнения денежных средств.
Утверждение представителя заинтересованного лица - Минобороны России Трофимовой о том, что принятым решением суд первой инстанции ограничил права Минобороны России, как главного распорядителя средств федерального бюджета, на самостоятельное решение входящих в его компетенцию вопросов, является несостоятельным, поскольку суд в соответствии с предоставленными ему полномочиями, в том числе ст. 118 Конституции Российской Федерации, ст. 1-4 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации", ч. 2 ст. 227 КАС РФ, осуществил судебную защиту прав административного истца и принял указанное решение в целях восстановления нарушенных его прав.
Таким образом, обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, предусмотренных ст. 328 КАС РФ оснований, влекущих их отмену или изменение, в том числе в безусловном порядке, по делу не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327, 329 и 330 КАС РФ, кассационный военный суд
определил:
решение Владивостокского гарнизонного военного суда от 8 февраля 2022 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 13 апреля 2022 г. по административному исковому заявлению Еремеева Ивана Дмитриевича оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя заинтересованного лица - Министерства обороны Российской Федерации Трофимовой А.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке и срок, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 28 июля 2022 г.
Председательствующий Судьи
П.И. Бабошкин В.С. АвдонкинВ.Б. Красношапка
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.