Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 сентября 2008 г. N Ф03-А73/08-1/3462
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Хабаровского межрегионального территориального управления по технологическому и экологическому надзору - специалист отдела Ищенко Н.С. по доверенности от 09.01.2008 N 1, от ответчиков: Федерального государственного учреждения "Управление Дальневосточного военного округа" - юрисконсульт Руднева Н.А. по доверенности от 20.12.2007 N 29/251; Краснореченской Квартирно-эксплуатационной части - представитель Аксенова В.А. по доверенности от 28.08.2008 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ФГУ "Управление Дальневосточного военного округа" на решение от 09.04.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2008 по делу N А73-15695/2005-10 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Хабаровского межрегионального территориального управления по технологическому и экологическому надзору к ФГУ "Управление Дальневосточного военного округа", Краснореченской Квартирно-эксплуатационной части, Министерству обороны Российской Федерации, третьи лица: инспекция Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска, Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю о взыскании 31309449,42 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2008 года.
Хабаровское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Федеральному государственному учреждению "Управление Дальневосточного военного округа" о взыскании 31309449,42 руб. платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду, предъявленных на основании статьи 16 ФЗ "Об охране окружающей среды", Постановлений Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 и от 12.06.2003 N 344.
Определением от 16.11.2005 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Краснореченская квартирно-эксплуатационная часть; в качестве третьего лица на стороне истца - инспекция Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска,
Определением от 21.12.2005 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением суда от 22.05.2006 в удовлетворении исковых требований Хабаровскому управлению Ростехнадзора отказано со ссылкой на пункт 7.5.4 Инструктивно-методических указаний Министерства охраны окружающей среды и природных ребусов Российской Федерации от 24.03.1993 N 190, предусматривающий возможность освобождения от экологических платежей воинских частей, предприятий, организаций и учреждений (кроме хозяйственно - расчетных) Министерства обороны РФ, МВД РФ, ФСБ РФ. финансируемых из федерального бюджета.
Постановлением окружного арбитражного суда от 20.10.2006, решение от 22.05.2006 отменено, дело направлено на новое рассмотрение для дополнительного исследования и оценки возможности освобождения ФГУ "Управление Дальневосточного военного округа" от платы за загрязнение окружающей среды с учетом правил пункта 7.3 Инструктивно-методических указаний Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела определением суда от 13.12.2006 к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено Управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Хабаровскому краю.
Ходатайством от 13.12.2006 N 09-25/3015 управление Ростехнадзора снизило размер иска до 21294049,46 руб.
Решением от 16.03.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.06.2007, заявленное требование истца удовлетворено за счет ФГУ "Дальневосточный военный округ" с учетом уточнения в размере 21294049,46 руб.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.11.2007 решение от 16.03.2007 и постановление апелляционной инстанции от 06.06.2007 отменены, дело направлено на новое рассмотрение, поскольку суд не отразил в мотивировочной части судебных актов результаты исследования и оценки представленного истцом расчета иска с учетом возражений ответчиков о неправомерном включении в расчет периода отсутствия ставок нормативной платы за загрязнение окружающей среды (2003 год).
При новом рассмотрении настоящего спора решением суда от 09.04.2008, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2008, с ФГУ "Дальневосточный военный округ" в пользу истца, с учетом представленных расчетов и заявления Хабаровского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора от 04.04.2008 взыскано 21439169,46 руб.
Не согласившись с принятыми по делу решением от 09.04.2008 и постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2008, ФГУ "Управление Дальневосточного военного округа" в своей кассационной жалобе просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Считает, что с 23.12.2005 по 08.06.2006 отсутствовали нормативно-правовые акты, устанавливающие обязанность и сроки внесения платы за загрязнение окружающей среды.
Полагает, что суд уклонился от исследования причин отсутствия финансирования Краснореченской КЭЧ на мероприятия по охране окружающей природной среды.
Настаивает на зачете задолженности в счет освоения денежных средств на реконструкцию очистных сооружений Краснореченской КЭЧ, поскольку у ФГУ "Управление Дальневосточного военного округа" не имеется возможности одновременно рассчитаться с имеющейся задолженностью, финансировать реконструкцию очистных сооружений и вносить повышенные платежи за сверхнормативные выбросы.
В судебном заседании представители ФГУ "Управление Дальневосточного военного округа" и Краснореченской КЭЧ поддержали доводы жалобы в полном объеме.
Представитель Хабаровского межрегионального территориального управления по технологическому и экологическому надзору с содержащимися в кассационной жалобе доводами не согласен, просит оставить в силе состоявшиеся по делу решение и постановление.
Рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых решения от 09.04.2008 и постановления апелляционного суда от 19.06.2008, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены, исходя из нижеследующего.
Обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду установлена статьей 16 Федерального закона от 10.01:2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно вышеуказанной норме права негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
Заявителем жалобы обжалуются судебные акты, касающиеся взыскания задолженности за период 2003 год (1, 3, 4 квартал), 2004 год (1, 2, 3, 4 квартал), 2005 год (1, 2 квартал).
Как установлено судом первой инстанции и апелляционным судом, порядок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в оспариваемых ФГУ "Управление Дальневосточного военного округа" периодах был установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации от 24.03.1993 N 190, утвержденным Минприроды Российской Федерации от 03.03.1993 N 04-15/61-638 Порядком направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей среды в доход федерального бюджета Российской Федерации, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.05.1993 N 262 и действовавшим до декабря 2005 года.
Таким образом, на период задолженности, предъявленной ко взысканию Хабаровским межрегиональным территориальным управлением по технологическому и экологическому надзору, существовала законодательно закрепленная обязанность природопользователей по внесению соответствующих платежей.
Исходя из содержания пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды N 190 следует, что корректировку и понижение размеров платы для отдельных категорий природопользователей могут осуществлять органы власти субъектов Российской Федерации по согласованию с природоохранными органами.
В связи с этим доводы заявителя жалобы о возможности проведения судом зачета освоенных денежных средств на реконструкцию очистных сооружений, не могут быть приняты во внимание.
Вышеназванные Постановление Правительства Российской Федерации и Инструктивно-методические указания не предусматривают, как основание для освобождения или понижения размера платы за загрязнение окружающей природной среды, также и недостаточное бюджетное финансирование расходов на указанные цели.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 09.04.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2008 по делу N А73-15695/2005-10 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 сентября 2008 г. N Ф03-А73/08-1/3462
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании