Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мартыновой Н.Н. и Егоровой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хижникова А.А. к государственному казенному учреждению Краснодарского края "Центр занятости населения Темрюкского района" о возложении обязанности зарегистрировать в качестве безработного с назначением пособия, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Государственного казенного учреждения Краснодарского края "Центр занятости населения Темрюкского района" в лице представителя по доверенности Дроздова Е.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 08 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, судебная коллегия
установила:
Хижников А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к государственному казенному учреждению Краснодарского края "Центр занятости населения Темрюкского района" (далее - ГКУ КК "Центр занятости населения Темрюкского района", Центр занятости) о возложении обязанности зарегистрировать в качестве безработного с назначением пособия, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указано, что 04 июля 2020 года он обратился в ГКУ КК "Центр занятости населения Темрюкского района" с заявлением о постановке на учет в качестве безработного, нуждающегося в мерах социальной поддержки от государства, а именно: в содействии в поиске подходящей работы и выплате пособия. Услуга "Заявление о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы" была реализована путем заполнения соответствующего заявления на официальном интернет-портале центра занятости. 13 июля 2020 года или 14 июля 2020 года ему поступил звонок от начальника отдела трудоустройства, спецпрограмм и профессионального обучения ГКУ КК ЦЗН Темрюкского района Ботовой Е.В, которая в грубой, приказной форме сообщила о необходимости явиться в территориальный отдел центра занятости в г..Темрюк для собеседования, при этом в процессе уточнения предоставленных им данных, выяснилось, что при составлении заявления он ошибочно указал свой адрес вместо поселка Сенной - г..Темрюк.
На его просьбу зарегистрировать заявление с учетом корректировки адреса регистрации, Ботова Е.В. отказала, предупредив о необходимости повторной подачи заявления, и завершила разговор. В личном кабинете интернет-портала https://trudvsem.ru он увидел, что ему отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в поиске работы с формулировкой "ЦЗН принято решение об отказе в признании Вас безработным на основании ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в РФ" в связи с предоставлением недостоверных сведений (адрес места жительства (регистрации) отделом МВД не подтвержден). 27 июля 2020 года при личном посещении центра занятости, он с помощью специалиста, которая заполняла заявление в компьютере с его слов, он зарегистрировал заявление N от 27 июля 2020 года. В этот же день, 27 июля 2020 года в личном кабинете портала https://trudvsem.ru он получил уведомление об отказе по содействию в поиске подходящей работы и назначении пособия, без указания причин отказа в поле "Комментарий". 10 августа 2020 года он повторно обратился в ГКУ КК "ЦЗН Темрюкского района" с зачислением о предоставлении мотивированного ответа причин отказа в постановке на учет в качестве безработного, нуждающегося в социальной поддержке. 28 августа 2020 года на домашний адрес ему поступил письменный ответ ГКУ КК ЦЗН Темрюкского района N, согласно которому ему было разъяснено, что повторная регистрация возможна с 15 августа 2020 года, при этом отказ в постановке на учет в качестве безработного и назначении пособия по его заявлению N от 04 июля 2020 года обусловлен тем, что во исполнение пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2020 года N460 "Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными" при проверке в ОМВД по Темрюкскому району сведений, касающихся указания адреса регистрации в заявлении от 04 июля 2020 года, выявлен факт
попытки получения пособия по безработице обманным путем. Аналогичные ответ был размещен в личном кабинете портала https://trudvsem.ru.
Полагая причину отказа в постановке на учет в качестве безработного необоснованной, поскольку неотъемлемым условием обмана является умышленный характер действия с целью приобретения благ за счет другого лица, и учитывая, что лишение его уполномоченным органом права на получение социальной выплаты, нарушает не только непосредственно имущественные права гражданина, но и влечет нарушение его личных неимущественных прав, в числе которых здоровье гражданина, достоинство его личности, просил суд возложить на ответчика обязанность признать его безработным, поставить на соответствующий учет и выплатить пособие за август, сентябрь и октябрь 2020 года в сумме 25 760 рублей, и взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
Решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 02 марта 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 сентября 2021 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению административного дела по апелляционной жалобе Хижникова А.А. на решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 02 марта 2021 года по правилам гражданского судопроизводства.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 08 декабря 2021 года решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 02 марта 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования удовлетворены частично.
Решение ГКУ КК "Центр занятости населения Темрюкского района" об отказе в удовлетворении заявления Хижникова А. А. от 27 июля 2020 года N признано незаконным и отменено. На ГКУ КК "Центр занятости населения Темрюкского района" возложена обязанность осуществить постановку Хижникова А.А. на регистрационный учет в качестве безработного на основании его заявления от 27 июля 2020 года N, произвести расчет и выплату пособия по безработице с даты возникновения права.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права, без надлежащей правовой оценки и представленных в материалы дела доказательств. Просит оставить в силе решение суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судами установлено и следует из материалов дела, согласно выписки из ЕГРИП от 19 июня 2020 года, истец с 18 июня 2020 года прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
04 июля 3030 Хижников А.А. пода в ГКУ КК "Центр занятости населения Темрюкского района" электронное заявление через Единый порта государственных и муниципальных услуг в целях поиска работы. Однако, при заполнении заявления N от 04 июля 2020 года через портал Госуслуги, заявителем была допущена ошибка в указании его адреса регистрации, вместо населенного пункта пос. Сенной, указано г. Темрюк.
В связи с чем 15 июля 2020 ГКУ КК "Центр занятости населения Темрюкского района" принято решение об отказе в признании Хижникова А.А. безработным гражданином.
27 июля 2020 года Хижников А.А. повторно подал заявление N о признании его безработным.
27 июля 2020 года через портал "Работа в России" Хижников А.А. уведомлен об отказе в признании безработным гражданином и о возможности повторной подачи электронного заявления на портале "Работа в России" или "Госуслуги" с 15 августа 2020 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что решение центра занятости об отказе в признании истца безработным является правомерным и соответствует требованиям закона, поскольку административный истец представил в орган службы занятости, недостоверные сведения относительно адреса его регистрации, при этом момент подачи повторного заявления N от 27 июля 2020 года срок, предусмотренный п. 4 ст. 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", для повторного обращения в органы службы занятости с целью рассмотрения вопроса о признании Хижникова А.А. безработным не истек.
Проверяя решение суда первой инстанции в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда не согласилась с выводами районного суда и их правовым обоснованием.
При этом отменяя решение районного суда, судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда перешла к рассмотрению дела по апелляционной жалобе Хижникова А.А. по правилам гражданского судопроизводства.
В дальнейшем, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда дав самостоятельную оценку представленным в материалы дела доказательствам исходила из того, что обращение истца к ответчику имело место в период действия временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2020 года N 460, пунктом 9.1 которых определено, что граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, а также граждане, самостоятельно отозвавшие заявление в электронной форме, имеют право на повторное обращение в центр занятости населения за предоставлением им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы через 7 дней со дня отказа или самостоятельного отзыва заявления в электронной форме, в связи с чем признала незаконным и отменила решение ГКУ КК "Центр занятости населения Темрюкского района" от 27 июля 2020 года об отказе в удовлетворении заявления Хижникова А.А. N от 27 июля 2020 года о признании его безработным, по причине несоблюдение сроков повторного обращения, возложив на ответчика обязанность, принять истца на соответствующий учет в качестве безработного и произвести выплату пособия за август, сентябрь и октябрь 2020 года.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда, суд апелляционной инстанции указал, что учитывая характер правоотношений между сторонами, доказательств о причинении истцу морального вреда выразившегося в предвзятом к нему отношении со стороны специалиста ГКУ КК "Центр занятости населения Темрюкского района" материалы дела не содержат.
Судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции и полагает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения).
В ст. 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" перечислены категории граждан, которые считаются занятыми. К таким гражданам относятся в том числе граждане, работающие по трудовому договору, граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, граждане, проходящие военную службу.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст. 3 Закона о занятости населения.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 3 Закона о занятости населения).
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абзц. 1 п. 2 ст. 3 Закона о занятости населения).
В соответствии со ст. 16.2 Закона о занятости населения предусмотрена информационно-аналитическая система Общероссийская база вакансий "Работа в России", которая является федеральной государственной информационной системой, содержащей информацию о возможностях трудоустройства, работодателях, испытывающих потребность в работниках, наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, гражданах, ищущих работу, и иную информацию, перечень которой утверждается Правительством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" установлены с 4 по 30 апреля 2020 года включительно нерабочие дни. Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, сроком действия до 31 декабря 2020 года (далее - Временные правила).
Согласно пп. 1 - 3 Временных правил (в редакции от 8 апреля 2020 года) установлен порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.
Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме (п. 8 Правил).
В силу п. 9 Правил постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных в целях поиска подходящей работы граждан центрами занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными в случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме.
Центр занятости населения уведомляет гражданина с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала о принятом решении в случаях, указанных в пунктах 8 и 9 Временных правил, в течение 3 рабочих дней (п. 9 (2) Порядка).
При этом ни Временные правила, ни Порядок не содержат запрета на внесение изменений (уточнений) гражданином представленных в центр занятости сведений, в связи с чем суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, что обращение истца к ответчику имело место в период действия Временных правил, которыми для регистрации гражданина, как в целях поиска работы, так и в целях регистрации в качестве безработного, достаточно обращения с заявлением в электронном виде, пришел к правильному выводу наличии правовых оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным и отмене решения центра занятости об отказе в постановке на учет в качестве безработного. И установив, что истец подлежал регистрации в целях поиска подходящей работы с даты уточнения представленных ранее сведений - 27 июля 2020 года, а признание гражданина безработным предоставляет ему право на получение пособия по безработице, судом апелляционной инстанции правильно применены п.п. 11 - 12 Временных правил с возложением на ответчика обязанности назначить и выплачивать истцу пособие по безработице с момента возникновения права.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции находит выводы суда апелляционной инстанции обоснованными и соответствующими нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения и обстоятельствам данного гражданского дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов суда апелляционной инстанции не опровергли.
Доводы кассационной жалобы о правомерности отказа в постановке истца на учет в качестве безработного, о несогласии с выводами суда в отношении права истца на указанное пособие, являлись предметом подробной и мотивированной правовой оценки суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку выводов суда и собранных по делу доказательств, что в силу ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции, так как в соответствии со ст. ст. 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
Доводов, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о неправильном применении норм материального и процессуального права, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 08 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу государственного казенного учреждения Краснодарского края "Центр занятости населения Темрюкского района" в лице представителя по доверенности Дроздова Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бетрозова
Судьи Н.Н. Мартынова
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.