Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Пушкаревой Н.В, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гончарова Анатолия Павловича, поданную 15 июня 2022 года, на решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 21 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 9 февраля 2022 года
по административному делу N 2а-2175/2021 по административному исковому заявлению Гончарова Анатолия Павловича к председателю Городской Думы г. Усть-Илимска Чихирькову Арсению Петровичу, Городской Думе города Усть-Илимска седьмого созыва о признании бездействия незаконным, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гончаров Анатолий Павлович обратился в суд с административным иском к председателю Городской Думы г. Усть-Илимска Чихирькову Арсению Петровичу, Городской Думе города Усть-Илимска седьмого созыва о признании незаконным бездействия, выразившееся в непредоставлении заверенной копии Регламента Городской Думы города Усть-Илимска и понуждении Городской Думы города Усть-Илимска выдать заверенную копию Регламента Городской Думы города Усть-Илимска. В обоснование заявленных требований указал, что 19 августа 2021 года обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче ему заверенной копии Регламента Городской Думы города Усть-Илимска. Однако письмом от 19 августа 2021 года N 15-гшд/239, в ответ на указанное заявление поступили разъяснения о месте размещения испрашиваемого регламента. Считает, что отказом нарушено право административного истца на получение информации о деятельности органов местного самоуправления в виде заверенной копии.
Решением Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 21 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 9 февраля 2022 года, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Гончаров А.П. ставит вопрос об отмене решения Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 21 октября 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 9 февраля 2022 года, со ссылкой на нарушения норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Гончаров А.П. 19 августа 2021 года обратился в Городскую Думу города Усть-Илимска с заявлением о выдаче ему заверенной копии Регламента Городской Думы города Усть-Илимска.
По итогам рассмотрения обращения в адрес Гончарова А.П, указанный в заявлении, направлен ответ (исх. N 15-гд/2З9 от 19 августа 2021 года) за подписью председателя Городской Думы города Усть-Илимска. Из ответа следует, запрашиваемый правовой акт размещен в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Городской Думы города Усть-Илимска в подразделе "Регламент" раздела "Нормативные документы" по URL-адресу: https://www.duma38.ru/index.php/normativnyedokumenty/reglament. При этом ответ содержит ссылку на часть 3 статьи 19 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
В соответствии с положениями Регламента Городской Думы города Усть-Илимска - Думы городского округа, Городская Дума обладает правами юридического лица и возглавляется председателем Городской Думы. Чихирьков А.П. в настоящее время избран председателем Городской Думы города Усть-Илимска седьмого созыва, что подтверждается сведениями ЕГРЮЛ.
В соответствии с положениями статьи 26 Устава муниципального образования город Усть-Илимск организацию деятельности Городской Думы осуществляет председатель Городской Думы. Основной организационной формой деятельности Городской Думы являются заседания Городской Думы, также могут проводиться депутатские слушания.
Согласно Регламента Городской Думы и Уставом муниципального образования установлена соответствующая процедура проведения заседаний Городской Думы и публичных слушаний. При этом, на заседаниях рассматриваются вопросы, отнесенные к компетенции Городской Думы. Коллегиальное рассмотрение, каких-либо вопросов и принятие по ним решений (рекомендаций) Городской Думой строго регламентировано как по процедуре проведения, так и по вопросам, выносимым на обсуждение.
Обязанности и правовых оснований, установленных Уставом муниципального образования, для рассмотрения обращения Гончарова А.П, адресованного в Городскую Думу города Усть-Илимска, коллегиально на заседании Думы, исходя из существа поставленных в обращении вопросов, не предусмотрено.
Ответ на обращение Гончарова А.П. подписан уполномоченным на то лицом, Председателем Городской Думы города Усть-Илимска, который действовал в рамках своих полномочий.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что бездействия административного ответчика не установлено; ответ дан надлежащим лицом в пределах своей компетенции, в предусмотренные законом сроки, содержит необходимые разъяснения, которые не противоречат положениям пункта 3 статьи 19, а также пункту 3 статьи 20 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", предусматривающих право органа государственной власти и органа местного самоуправления не предоставлять информацию по запросу, если эта информация размещена на его официальном сайте в сети Интернет и при ответе на такой запрос, ограничиться указанием электронного адреса официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация. Нарушения прав административного истца не установлено.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами судов, поскольку судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Бремя распределения обязанности по доказыванию юридически значимых обстоятельств по делу между лицами, участвующими по делу, судом распределено правильно.
Мотивы, по которым суды пришли к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемых судебных постановлениях, содержащих соответствующие правовые нормы. Позиция судов основана на верном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, нормы процессуального права при рассмотрении административного дела не нарушены.
С доводами административного истца, изложенными в кассационной жалобе, не имеется оснований согласится исходя из следующего.
Порядок рассмотрения обращения граждан урегулирован Федеральным законом от 2 мая 2006 N59-ФЗ "О порядке обращения граждан Российской Федерации" (далее- Федеральный закон N59-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона N59-ФЗ, при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона N59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц.
В соответствии со статьей 21 Устава муниципального образования город Усть-Илимск Городская Дума города Усть-Илимска является представительным органом местного самоуправления.
Вопросы организации и деятельности Городской Думы регулируются регламентом (часть 2 статьи 26 Устава города), который является муниципальным нормативным правовым актом и устанавливает порядок внутренней организации и деятельности, основные правила и процедуры работы Городской Думы.
В силу частей 1, 2 и 3 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников, однако при условии соблюдения требований, установленных названным федеральным законом и другими федеральными законами.
Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N149-ФЗ к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступным с учетом конкретных обстоятельств дела может быть признано размещение информации о принятом решении собрания на доске объявлений и в сети Интернет.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 9 февраля 2009 N8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее- Федеральный закон N8-ФЗ) информация о деятельности органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий органами местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы, к которой относятся также законы и иные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов, иная информация, касающаяся их деятельности; пользователь информацией - гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, осуществляющие поиск информации о деятельности органов местного самоуправления; запрос - обращение пользователя информацией в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, в орган местного самоуправления либо к его должностному лицу о предоставлении информации о деятельности этого органа; официальный сайт органа местного самоуправления сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащий информацию о деятельности органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат органу местного самоуправления.
Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются, в частности, открытость и доступность информации, достоверность информации и своевременность ее предоставления; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации любым законным способом.
Согласно статье 6 Федерального закона N 8-ФЗ доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами: 1) обнародование (опубликование) государственными органами информации о своей деятельности в средствах массовой информации; 2) размещение государственными органами информации о своей деятельности в сети "Интернет"; 3) размещение государственными органами информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых ими, и в иных отведенных для этих целей местах; 4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов в помещениях, занимаемых ими, а также через библиотечные и архивные фонды; 5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, на заседаниях коллегиальных государственных органов, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов; 6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов; 7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами.
Приведенное законодательство не предусматривает обязанности органа исполнительной власти и органа местного самоуправления удостоверения верности копий документов в качестве способа обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N8-ФЗ информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа.
В силу части 2.1 статьи 7 Федерального закона N 8-ФЗ общедоступная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предоставляется государственными органами и органами местного самоуправления неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в сети "Интернет" в форме открытых данных.
Частью 7 статьи 14 Федерального закона N 8-ФЗ предусмотрено, что перечни информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети "Интернет", утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
Решением Городской Думы от 22 ноября 2017 г. N 42/327 (далее -решение N 42/327) утверждены Положение об официальном сайте Городской Думы города Усть-Илимска (далее - положение о сайте), а также перечень информации о деятельности Городской Думы, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сроки ее размещения (далее перечень информации).
В соответствии с пунктом 2 решения N 42/327 оно размещено на официальном сайте Администрации города Усть-Илимска и опубликовано в газете "Усть-Илимск официальный" (выпуск газеты от 20 декабря 2017г. N 23 (13 которая в соответствии с частью 12 статьи 46 Устава города является средством массовой информации официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов.
Положение о сайте разработано в целях обеспечения реализации прав граждан, организаций и общественных объединений на доступ и получение информации о деятельности Городской Думы, предоставления информации о деятельности Городской Думы, затрагивающей права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованных пользователей информацией, а также совершенствования единого информационного пространства.
В целях обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к информации, указанной в части 1 статьи 10 Федерального закона, в местах, доступных для пользователей информацией (в помещениях государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах), создаются пункты подключения к сети "Интернет" (часть 2 статьи 10 Федерального закона N 8-ФЗ).
В настоящее время все общедоступные муниципальные библиотеки на территории муниципального образования город Усть-Илимск подключены к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", что подтверждается Заключением Контрольно-ревизионной комиссии города Усть-Илимска от 14 июля 2021 г. N 02-02/02 (далее - заключение), подготовленного по результатам проведения экспертно-аналитического мероприятия на предмет участия муниципального образования город Усть-Илимск в действующих федеральных, региональных проектах, целевых программах, в том числе с оценкой возможности такого участия.
Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу предоставляется в виде ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация либо в котором в соответствии со статьей 20 вышеназванного Федерального закона содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации. При запросе информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, опубликованной в средствах массовой информации либо размещенной в сети "Интернет", в ответе на запрос государственный орган, орган местного самоуправления могут ограничиться указанием названия, даты выхода и номера средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация, и (или) электронного адреса официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация. В случае, если запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа, в ответе на запрос указываются вид, наименование, номер и дата принятия акта, в соответствии с которым доступ к этой информации ограничен. В случае, если часть запрашиваемой информации относится к информации ограниченного доступа, а остальная информация является общедоступной, государственный орган или орган местного самоуправления обязан предоставить запрашиваемую информацию, за исключением информации ограниченного доступа (части 1, 3, 4 статьи 19 Федерального закона N 8-ФЗ).
Учитывая нормы права регулирующие спорные правоотношения, установленные по делу обстоятельства, исходя из того, что ответ административному истцу дан надлежащим лицом в пределах своей компетенции, в предусмотренные законом сроки, ответ мотивирован, имеет указание на порядок предоставления информации, содержит необходимые разъяснения, которые не противоречат положениям пункта 3 статьи 19, а также пункту 3 статьи 20 Федерального закона N 8-ФЗ, предусматривающих право органа государственной власти и органа местного самоуправления не предоставлять информацию по запросу, если эта информация размещена на его официальном сайте в сети Интернет и при ответе на такой запрос, ограничиться указанием электронного адреса официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация, выводы судов об отсутствии бездействия административного ответчика в части не предоставления копии Регламента Городской Думы города Усть-Илимска, отсутствия нарушения прав административного истца и отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, являются правильными.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.
Указание заявителя жалобы о том, что судами не проверен примененный муниципальный нормативный правовой акт, с учетом положений части 2 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нарушение судами норм материального права не подтверждает.
В силу частей 1 и 2 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.
Суд не применяет нормативный правовой акт, противоречащий закону или иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, независимо от того, был ли он оспорен в другом деле, и руководствуется нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
При этом, суд не обязан проводить проверку нормативного правового акта в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в рамках настоящего дела.
Вопреки доводам кассационной жалобы, отсутствие лично у административного истца доступа к "Интернету" не влечет обязанность административного ответчика предоставление копий документа, удостоверенных органом.
Доводы административного истца о возможных несоответствиях и целостности текста запрошенного истцом регламента размещенному на официальном сайте административного ответчика ввиду возможного несоблюдения требований к защите указанной информации, являются его предположениями, ничем не подтвержденными.
В соответствии с Положением об официальном сайте Городской Думы города Усть -Илимска, предусмотрено обеспечение функционирования и информационного наполнения Сайта, в том числе организация работ по техническому сопровождению Сайта и взаимодействие со сторонними организациями, обеспечивающими размещение Сайта на веб-сервере (хостинге), защиту информационных ресурсов, изменение программного кода Сайта, круглосуточное функционирование и доступность Сайта.
Вопреки доводам административного истца положения Устава города не запрещают органам местного самоуправления создавать официальные сайты для размещения информации о своей деятельности, в том числе муниципальные нормативные правовые акты.
Доводы административного истца о представлении интересов административного ответчика в судебных заседаниях муниципальным служащим администрации основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений не являются, в том числе с учетом положений части 8 статьи 54, частей 1 и 3 статьи 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, нарушении норм процессуального права, повлиявших на исход дела, повторяют позицию истца в судах первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Иное толкование автором кассационной жалобы положений законодательства, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 21 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 9 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.