Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу защитника ФГБОУ ВДЦ "Океан" Сайранова Е.М. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю - заместителя главного государственного санитарного врача по Приморскому краю от 24 февраля 2021 года, решение судьи Советского районного суда города Владивостока от 11 июня 2021 года, решение судьи Приморского краевого суда от 14 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - ФГБОУ ВДЦ "Океан"
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю - заместителя главного государственного санитарного врача по Приморскому краю N 685 от 24 февраля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда города Владивостока от 11 июня 2021 года, решением судьи Приморского краевого суда от 14 марта 2022 года юридическое лицо - ФГБОУ ВДЦ "Океан" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФГБОУ ВДЦ "Океан" Сайранов Е.М. просит вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы защитника ФГБОУ ВДЦ "Океан" Сайранова Е.М, представленные материалы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в период с 13 часов до 17 часов при проведении эпидемиологического расследования очага новой коронавирусной инфекции в отношении ФГБОУ "ВДЦ "Океан" по адресу: "адрес", должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю выявлены факты нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно:
допущен прием в учреждение детей, не имеющих медицинского заключения, содержащего сведения об отсутствии контакта с больным инфекционными заболеваниями, в том числе по COVID-2019, что является нарушением пункта 3.5 СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)";
не обеспечена изоляция лиц с признаками инфекционных заболеваний (в период с 26 по 29 сентября 2020 года за медицинской помощью обращались дети с признаками респираторных заболеваний, у которых в дальнейшем при лабораторном обследовании был выявлен COVID-19, находившиеся на лечении в медицинском блоке по три дня), что является нарушением пункта 2.2 СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)", пункта 3.14 МР 3.1/2.4.0185-20 "Рекомендации по организации работы организаций отдыха детей и их оздоровлению в условиях сохранения рисков распространения COVID-2019";
допущен к работе персонал, не проходивший обследование на COVID-19 с получением результатов обследования не ранее, чем за 3 календарных дня до дня выхода на работу, а именно на период проживания 10 смены ФГБОУ "ВДЦ "Океан" (начало с 21 сентября 2020 года) допущен к исполнению трудовых обязанностей вожатый, у которого имеются результаты исследований на РНК вируса SARS CoV-2 от 20 августа 2020 года, 31 августа 2020 года, что является нарушением пункта 3.3 СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)", пункта 3.4 МР 3.1/2.4.0185-20 "Рекомендации по организации работы организаций отдыха детей и их оздоровлению в условиях сохранения рисков распространения COVID-2019"; подпункта 1.6 Решения Оперативного штаба Приморского края по организации проведения мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения коронавирусной инфекции, вызванной новым коронавирусом COVID-2019;
не выполнены требования к условиям хранения уборочного инвентаря, дезинфекционных и моющих средств: хранение уборочного инвентаря не упорядочено, а именно: швабры хранятся скученно (для уборки санитарных комнат, для других помещений); часть ведер хранится в специальном шкафу, часть вне шкафа; в них же хранятся моющие средства, что является нарушением пункта 12.4 действовавших на момент совершения нарушения СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей" (аналогичные требования к хранению уборочного инвентаря предусмотрены пунктом 2.11.3 действующих в настоящее время санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи").
допущено хранение в выделенном помещении (хозяйственной комнате) наряду с дезинфицирующими и моющими средствами личных вещей сотрудников, столовых приборов, чайника, что является нарушением пункта 3.5 СП 3.5.1378-036 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности";
не обеспечено прохождение лицами, занимающимися дезинфекционной деятельностью, профессиональной подготовки и аттестации, включая вопросы безопасного осуществления работ, оказания первой доврачебной помощи при отравлении дезинфекционными средствами, что является нарушением статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2.20 СП 3.5.1378-036 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности";
не обеспечен контроль за надлежащим разведением дезинфицирующих средств, а именно в соответствии с экспертным заключением ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае" N74/08.3 от 5 октября 2020 года - 60% (3 пробы) не соответствует заданной концентрации: пробы N1, N2 имеют фактическую концентрацию 8, 56% и 1, 07% при заданной концентрации 5, 0%-5, 5% и 0, 8% соответственно; проба N4 при заданной концентрации - 1, 0% имеет фактическое значение 0, 88%, что является нарушением подпункта 3.6.3 СП 3.5.1378-036 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", пункта 2.5 СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)".
Установленные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФГБОУ ВДЦ "Океан" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая решения, судебные инстанции учли, что ФГБОУ ВДЦ "Океан" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но учреждением не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих принятие ФГБОУ ВДЦ "Океан" всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, обществом не представлено.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вопреки доводам жалобы, в определении об отказе в удовлетворении ходатайства от ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю обоснованно указано, что вопрос о прекращении производства по делу в виду малозначительности вменяемого правонарушения не может быть разрешен до рассмотрения дела об административном правонарушении по существу. При вынесении постановления по делу об административном правонарушении, оснований для прекращения производства по делу не имелось, на что верно указали судебные инстанции.
Утверждение защитника о том, что два заказных письма с копиями определений об отказе в удовлетворении ходатайства были получены делопроизводителем ФГБОУ "ВДЦ "Океан" и не передавались защитнику указанного юридического лица, что лишило его возможности принять участие в рассмотрении дела, также были предметом оценки судебных инстанций и обоснованно отклонены как не имеющие правового значения для рассматриваемого дела, поскольку административным органом приняты надлежащие меры по извещению о времени и месте рассмотрении дела как законного представителя, так и защитника юридического лица. При этом неполучение защитником копии определения обусловлено ненадлежащей организацией документооборота, что не может являться основанием для отмены вынесенного по делу постановления.
Оснований для применения положений статьи 2.9, частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Вопреки доводам жалобы, невыполнение ФГБОУ "ВДЦ "Океан" санитарно-противоэпидемических требований, создавало угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, что с учетом характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения, не позволяет признать правонарушение малозначительным.
Аналогичные доводы были предметом проверки судебных инстанций, своего подтверждения не нашли, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях ФГБОУ ВДЦ "Океан" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы судебных инстанций соответствуют обстоятельствам дела, административное наказание назначено ФГБОУ ВДЦ "Океан" с применением положений установленным статьями 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере санкции части 1 статьи 6.3 названного Кодекса.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену принятых по делу актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления должностного лица и судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю - заместителя главного государственного санитарного врача по Приморскому краю от 24 февраля 2021 года, решение судьи Советского районного суда города Владивостока от 11 июня 2021 года, решение судьи Приморского краевого суда от 14 марта 2022 года, вынесенные в отношении ФГБОУ ВДЦ "Океан" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Сайранова Е.М. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.