Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Амурской области на решение Ивановского районного суда Амурской области от 21 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 23 ноября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению и.о. Амурского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту интересов неопределённого круга лиц к ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области, УФСИН России по Амурской области, ФСИН России о возложении обязанности по устранению нарушений уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, объяснения представителя ФСИН России, УФСИН России по Амурской области ФИО7, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО8, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
и.о. Амурского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в интересах неопределённого круга лиц в Ивановский районный суд Амурской области с вышеназванным административным исковым заявлением к ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области, УФСИН России по Амурской области и просил обязать администрацию ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области в срок до 01 февраля 2022 года провести капитальный ремонт отряда N 1, в том числе: кровли, наружных несущих стен, фундамента, оконных и дверных проемов; оборудовать здание системой вентиляции и водоотведения; заменить повреждённые оконные стеклопакеты и двери; заменить сантехническое и электротехническое оборудование; обязать УФСИН России по Амурской области в тот же срок обеспечить финансирование мероприятий по проведению капитального ремонта здания отряда N 1 исправительного учреждения ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области.
Определением Ивановского районного суда Амурской области от 30 июня 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФСИН России.
На основании определения судьи Амурского областного суда суд апелляционной инстанции перешёл к рассмотрению апелляционной жалобы и дела в порядке административного судопроизводства.
Решением Ивановского районного суда Амурской области от 21 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 23 ноября 2021 года, административные исковые требований и.о.прокурора удовлетворены с установлением годичного срока для ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области провести капитальный ремонт отряда N 1, и с установлением срока до 01 февраля 2022 года для ФСИН России и УФСИН России по Амурской области для обеспечения финансирования.
04 апреля 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФСИН России, УФСИН России по Амурской области, поданная через Ивановский районный суд Амурской области 21 марта 2022 года (сдана в организацию почтовой связи), в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований и.о.прокурора в полном объёме.
В обоснование своей позиции кассаторы сослались на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Так, по мнению кассаторов, судами не дана надлежащая оценка доводам и доказательствам, имеющимся в материалах дела, что УФСИН России по Амурской области в феврале 2021 года довело до ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области денежные средства (3 093 240 рублей), в том числе на проведение капитального ремонта здания помещения общежития N 1 - 1 000 000 рублей, 700 000 рублей из которых пошли на ремонт кровли данного здания, согласно заключённому контракту. Полагают, что пресекательный срок, установленный в судебных актах, является неправомерным, а понуждение ФСИН России и УФСИН России по Амурской области к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя и распорядителя соответственно средств федерального бюджета.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 15 апреля 2022 года кассационная жалоба ФСИН России и УФСИН России по Амурской области передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции с использованием системы видеоконференц-связи с Благовещенским городским судом Амурской области, а также приостановлено исполнение решения Ивановского районного суда Амурской области от 21 июля 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 23 ноября 2021 года до окончания производства в кассационном суде.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы с использованием системы видеоконференц-связи извещены своевременно и в надлежащей форме, представитель ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя ФСИН России, УФСИН России по Амурской области ФИО7, возражения прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО8, изучив письменные возражения прокурора Амурской области, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведённой в марте 2021 года Амурской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проверки исполнения ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области требований уголовно-исполнительного законодательства, выявлены нарушения закона о медико-санитарном и коммунально-бытовом обеспечении граждан, отбывающих наказание в виде лишения свободы, а именно установлено, что администрацией ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области длительное время не производился ремонт в жилых и коммунально-бытовых помещениях отряда N 1 (во всех помещениях отряда N 1 наблюдалось отслоение лакокрасочного слоя вследствие затекания воды с крыши здания). Эксплуатация здания отряда N 1 с указанными нарушениями несущих конструкций и элементов внутренней отделки создает реальную угрозу для жизни и здоровья осужденных, содержащихся в отряде, что свидетельствует о необходимости незамедлительного проведения капитального ремонта здания отряда N 1 с заменой сантехнического и электротехнического оборудования.
В целях устранения выявленных нарушений врио начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области 30 марта 2021 года внесено представление.
Между тем, вышеуказанные нарушения закона администрацией Учреждения до настоящего времени не устранены.
Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации (часть 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ)).
Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний, им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 10 поименованного Кодекса).
Как следует из статьи 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и требований, содержащихся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству, при этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учётом практических требований к режиму содержания.
Согласно части 3 статьи 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
В соответствии с пунктом 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждённого Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1314 (далее - Положение N 1314), основными задачами ФСИН России являются, в том числе обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы или в виде принудительных работ, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов; создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
В силу пункта 7 Положения N 1314, ФСИН России осуществляет полномочия, в том числе: материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; контроль деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также контроль за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных; осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
В соответствии с пунктом 5 Положения N 1314, ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказание.
Согласно статье 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1) финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
Учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных (статья 13 Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1).
Статьёй 11 Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1 предусмотрена ответственность учреждений по обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган управления уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса РФ казённое учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с пунктом 1.2 Устава ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области, утверждённого приказом ФСИН России от 22 февраля 2011 года N 93, учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет ФСИН России. Собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России.
Согласно пункту 2.1 Устава предметом и целями деятельности Учреждения являются, в том числе обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; обеспечение правопорядка и законности в Учреждении, обеспечение безопасности содержащихся в нем осужденных, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории Учреждения; создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.1 Устава имущество Учреждения является федеральной собственностью и принадлежит ему на праве оперативного управления. Учреждение осуществляет в отношении закрепленного за ним имущества права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с основными целями своей деятельности, заданиями ФСИН России и назначением имущества.
Источниками финансирования деятельности Учреждения являются средства федерального бюджета и иные поступления, разрешенные законодательством РФ. При недостаточности у Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Амурской области в порядке, установленном действующим законодательством РФ (пункты 5.8 и 5.12 Устава).
Из пункта 4.3 Устава следует, что УФСИН России по Амурской области в отношении Учреждения осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, учреждение штатной численности и фонда оплаты труда работников Учреждения и внесение в них изменений.
В силу пункта 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 мая 2019 года N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161, пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ).
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая судебные акты, сослались на положения УИК РФ, БК РФ, Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждённое Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1314, Устав ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области, утверждённый приказом ФСИН России от 22 февраля 2011 года N93, установили наличие в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства о медико-санитарном и коммунально-бытовом обеспечении граждан, отбывающих наказание в виде лишения свободы, которые на момент рассмотрения дела устранены не были, а также отсутствие доказательств выделения достаточного финансирования на их устранение, и пришли к правильному выводу о законности и обоснованности требований и.о.прокурора.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, представителем ФСИН России и УФСИН России по Амурской области не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции применено соответствующее законодательство, исследованы обстоятельства дела и все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы административного истца, доводы административных ответчиков и сделаны соответствующие мотивированные выводы.
Довод кассационной жалобы о том, что УФСИН России по Амурской области в феврале 2021 года довело до ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области денежные средства, в том числе на проведение капитального ремонта здания N 1 в размере 1 000 000 рублей, из которых 700 000 рублей - на ремонт кровли данного здания, правового значения не имеет, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства выделения достаточного финансирования на проведение капитального ремонта данного здания в полном объёме.
Вопреки доводам кассационной жалобы, возложение на ФСИН России и УФСИН России по Амурской области обязанности по финансированию мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений, требованиям закона не противоречит, и направлено на исполнение требований действующего законодательства.
Исполнение решения суда предполагает совершение административными ответчиками совместных согласованных действий, направленных на устранение выявленных нарушений условий содержания лиц, находящихся под стражей в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области, в пределах соответствующих компетенции и полномочий каждого из административных ответчиков.
Указание в кассационной жалобе на то, что пресекательный срок, установленный в судебных актах, является неправомерным, не может являться основанием для отмены судебных постановлений, поскольку данный срок установлен судом первой инстанции с учётом существа заявленных и разрешенных требований, которые направлены на устранение нарушений уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства, при соблюдении принципов разумности и справедливости.
Кроме этого, при необходимости увеличения срока исполнения решения суда, административный ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке статьи 358 КАС РФ.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Разрешая данный административный спор, суды первой и апелляционной инстанции правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
В целом все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам ФСИН России и УФСИН России по Амурской области в судах первой и апелляционной инстанции, а их несогласие с оценкой судами первой и апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ивановского районного суда Амурской области от 21 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 23 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России и УФСИН России по Амурской области - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Ивановского районного суда Амурской области от 21 июля 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 23 ноября 2021 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.