Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Амурской области на решение Ивановского районного суда Амурской области от 29 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 08 февраля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Амурского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту интересов неопределённого круга лиц к ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области, УФСИН России по Амурской области, ФСИН России о возложении обязанности по устранению нарушений уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО5, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Амурский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в интересах неопределённого круга лиц в Ивановский районный суд Амурской области с вышеназванным административным исковым заявлением и просил обязать администрацию ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области в срок до 31 декабря 2021 года устранить нарушения части 3 статьи 101 УИК РФ, пункта 2.7 санитарных правил СП 2.1.3678-20, пункта 4.3 санитарных правил СП 3.1/3.2.3146-13, а именно произвести в здании "Казарма-общежитие" исправительного учреждения текущий ремонт, в том числе устранить дефекты покрасочного покрытия (трещины, сколы, признаки поражения грибком) на стенах вестибюля здания и в мужском карантинном отделении, устранить дефект покрытия пола в коридоре на втором этаже здания "Казарма-общежитие", произвести замену 7 раковин в мужской умывальной комнате, имеющих повреждение эмали; обязать ФСИН России, УФСИН России по Амурской области произвести финансирование мероприятий, связанных с выполнением ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области в срок до 31 декабря 2021 года в здании "Казарма-общежитие" исправительного учреждения текущего ремонта.
На основании определения судьи Амурского областного суда от 13 декабря 2021 года суд апелляционной инстанции перешёл к рассмотрению апелляционной жалобы и дела в порядке административного судопроизводства.
Решением Ивановского районного суда Амурской области от 29 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 08 февраля 2022 года, административные исковые требований прокурора удовлетворены частично: на администрацию ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области возложена обязанность в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести в здании "Казарма-общежитие" исправительного учреждения текущий ремонт, а именно: устранить дефекты покрасочного покрытия на стенах вестибюля и в мужском карантинном отделении; на ФСИН России, УФСИН России по Амурской области возложена обязанность в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения в законную силу произвести финансирование мероприятий, связанных с выполнением ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области в здании "Казарма - общежитие" исправительного учреждения текущего ремонта в части устранения дефектов покрасочного покрытия на стенах вестибюля и в мужском карантинном отделении. В удовлетворении остальной части требований отказано.
18 апреля 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФСИН России, УФСИН России по Амурской области, поданная через Ивановский районный суд Амурской области 05 апреля 2022 года (сдана в организацию почтовой связи), в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора в полном объёме.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Так, по мнению кассатора, судами не дана надлежащая оценка доводам и доказательствам, имеющимся в материалах дела, что все изначально заявленные требования прокурора были исполнены ФКУ КП-4 УФСН России по Амурской области. Требования о нанесении лакокрасочного покрытия непосредственно на стены, которые ремонтировались, прокурором ни изначально, ни в уточнениях не заявлялись. Полагает, что позиция судов в части наличия возможности организации финансирования является неправомерным вмешательством в административно-хозяйственную деятельность федерального государственного органа власти и его структурного подразделения.
Определением председателя судебного состава судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 19 апреля 2022 года кассационная жалоба ФСИН России и УФСИН России по Амурской области передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции судье-докладчику Зайцевой О.А. с использованием системы видеоконференц-связи в Благовещенским городским судом Амурской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы с использованием системы видеоконференц-связи извещены своевременно и в надлежащей форме, представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив письменные возражения первого заместителя прокурора Амурской области, выслушав возражения прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО5, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведённой в мае 2021 года Амурской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проверки исполнения ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области требований уголовно-исполнительного законодательства, выявлены нарушения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выявленные в январе 2021 года, которые не были устранены, а именно установлено, что отдельные помещения здания "Казарма-общежитие" имеют дефекты и повреждения, признаки поражения грибком, что в значительной степени затрудняет проведение уборки влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств, а именно: стены вестибюля здания и мужского карантинного отделения имеют дефекты в виде трещин, сколов покрасочного покрытия, а также признаки поражения грибком; покрытие пола в коридоре на втором этаже здания имеет дефект в виде разорванности линолеума. По результатам проверки 29 января 2021 года Амурским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес врио начальника ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области было внесено представление с требованием устранить допущенные нарушения. Кроме того, данной проверкой установлено наличие поврежденных 7 раковин, расположенных в мужской умывальной комнате, в связи с чем, требовалась замена указанных раковин.
По данным фактам заместителем прокурора Амурской области 12 марта 2021 года начальнику УФСИН России по Амурской области внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства.
Согласно акту осмотра помещений ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области от 27 сентября 2021 года, проведённому помощником Амурского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в присутствии начальника ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области, проведен осмотр, в ходе которого установлено, что устранены дефекты покрасочного покрытия трещин, сколы, признаки поражения грибком, на стенах вестибюля здания и в мужском карантинном отделении; устранены дефекты покрытия пола в коридоре на втором этаже здания общежития; произведена замена 7 раковин в мужской умывальной комнате.
Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации (часть 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ)).
Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний, им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 10 поименованного Кодекса).
Согласно части 3 статьи 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несёт ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
В соответствии с пунктом 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждённого Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1314 (далее - Положение N 1314), основными задачами ФСИН России являются, в том числе обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы или в виде принудительных работ, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов; создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
В силу пункта 7 Положения N 1314, ФСИН России осуществляет полномочия, в том числе: материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; контроль деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также контроль за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных; осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
В соответствии с пунктом 5 Положения N 1314, ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказание.
Согласно статье 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1) финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
Учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных (статья 13 Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1).
Статьёй 11 Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1 предусмотрена ответственность учреждений по обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган управления уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса РФ казённое учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с пунктом 1.2 Устава ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области, утверждённого приказом ФСИН России от 22 февраля 2011 года N 93, учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет ФСИН России. Собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России.
Согласно пункту 2.1 Устава, предметом и целями деятельности Учреждения являются, в том числе обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; обеспечение правопорядка и законности в Учреждении, обеспечение безопасности содержащихся в нем осужденных, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории Учреждения; создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.1 Устава, имущество Учреждения является федеральной собственностью и принадлежит ему на праве оперативного управления. Учреждение осуществляет в отношении закрепленного за ним имущества права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с основными целями своей деятельности, заданиями ФСИН России и назначением имущества.
Источниками финансирования деятельности Учреждения являются средства федерального бюджета и иные поступления, разрешенные законодательством РФ. При недостаточности у Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Амурской области в порядке, установленном действующим законодательством РФ (пункты 5.8 и 5.12 Устава).
Из пункта 4.3 Устава следует, что УФСИН России по Амурской области в отношении Учреждения осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, учреждение штатной численности и фонда оплаты труда работников Учреждения и внесение в них изменений.
В силу пункта 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 мая 2019 года N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161, пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ).
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая судебные акты, сослались на положения Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждённое Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1314, Устав ФКУ КП-4 УФСИН России по Амурской области, утверждённый приказом ФСИН России от 22 февраля 2011 года N 93, установили наличие в ФКУ ПК-4 УФСИН России по Амурской области нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства о санитарно-эпидемиологическом и коммунально-бытовом обеспечении граждан, отбывающих наказание в виде лишения свободы, которые на момент рассмотрения дела в полном объёме устранены не были (отсутствует лакокрасочное покрытие на стенах), и пришли к правильному выводу о законности и обоснованности требований прокурора в неисполненной части.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, представителем ФСИН России и УФСИН России по Амурской области не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции применено соответствующее законодательство, исследованы обстоятельства дела и все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы административного истца, доводы административных ответчиков и сделаны соответствующие мотивированные выводы.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Разрешая данный административный спор, суды первой и апелляционной инстанции правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
В целом все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам ФСИН России и УФСИН России по Амурской области в судах первой и апелляционной инстанции, а их несогласие с оценкой судами первой и апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ивановского районного суда Амурской области от 29 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 08 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России и УФСИН России по Амурской области - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.