Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Находкинского городского округа на решение Находкинского городского суда Приморского края от 16 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 2 марта 2022 года, принятые по административному делу N 2-2553/2021, по административному иску исполняющего обязанности прокурора г. Находка к администрации Находкинского городского округа о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, выслушав пояснения представителя администрации Находкинского городского округа Александриной А.Е, прокурора Генеральной прокуратуры Скарлухина М.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
исполняющий обязанности прокурора города Находки обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц к администрации Находкинского городского округа, в котором просил обязать администрацию обеспечить земельные участки, предоставленные в рамках реализации Закона Приморского края от 8 ноября 2011 года N 837-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае", расположенные на территории, ограниченной жилой застройкой ТПК "Ирна", территории СНТ "Приморец", ЖСК "Залив Тунгус", обходной магистралью "адрес", Nкадастрового квартала N; территории, ограниченной "адрес" - Душкино в "адрес", Nкадастрового квартала N; территории, ограниченной автодорогой Душкино - Ливадия и границей зоны сельхоз. использования в "адрес"", N кадастрового квартала N; территории, ограниченной автодорогой Душкино - Ливадия "адрес" в "адрес" и "адрес" в "адрес", N кадастрового квартала N; территории, ограниченной "адрес", Nкадастрового квартала N; территории, ограниченной "адрес", ЛЭП-220, существующим подъездом к базе ООО "Дальрыбснаб", N кадастрового квартала N; территории, ограниченной береговой линией оз. Лебединого, дорогой на ДОЛ "Антарес" и дорогой Владивосток - Находка, N кадастрового квартала N; территории, ограниченной "адрес", границами малоэтажной жилой застройки "адрес", N кадастрового квартала N; территории, ограниченной "адрес" в "адрес"", N кадастрового квартала N; территории районов "адрес", NN кадастрового квартала N, N
необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, а именно: дорогами, водоснабжением и водоотведением, электроснабжением, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указано, что по результатам проведенной проверки деятельности органов местного самоуправления на предмет исполнения законодательства, регламентирующего бесплатное предоставление земельных участков в собственность граждан, имеющих 3-х и более детей в Приморском крае, выявлены нарушения законодательства. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 года N1618-р "Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года" предусмотрено, что основными задачами государственной семейной политики является предоставление многодетным семьям земельных участков.
В целях реализации указанного закона на территории Находкинского городского округа действует подпрограмма "Обеспечение земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, инженерной инфраструктурой" на 2015-2017 годы и на период до 2020 года", которая входит в состав муниципальной программы "Обеспечение доступным жильем жителей Находкинского городского округа на 2015-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением администрации Находкинского городского округа от 29 августа 2014 N 1611. К числу территорий, определенных под индивидуальную жилую застройку для граждан, имеющих трех и более детей, обладающих правом бесплатного получения земельного участка, отнесены территории, перечисленные в иске. Проведенной проверкой установлено, что указанные территории, на которых расположены земельные участки, не обеспечены необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, а именно: отсутствуют дороги, водоснабжение и водоотведение, электроснабжение. На реализацию мероприятий по обеспечению инфраструктурой земельных участков из бюджета Приморского края в 2017, 2018, 2019 году администрации предоставлялись субсидии, однако субсидии не были использованы администрацией. В нарушение требований закона администрация Находкинского городского округа предоставляет земельные участки, необеспеченные транспортной и инженерной инфраструктурой, и принимаемые меры к их обеспечению являются недостаточными, в результате чего, в течение длительного периода времени лица, зарегистрировавшие право собственности на земельные участки, фактически реализовать его не могут.
Решением Находкинского городского суда Приморского края от 16 ноября 2021 года, требования прокурора удовлетворены, на администрацию Находкинского городского округа возложена обязанность обеспечить земельные участки, предоставленные в рамках реализации Закона Приморского края от 8 ноября 2011 года N 837-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае", расположенные на территории, ограниченной жилой застройкой ТПК "Ирна", территории СНТ "Приморец", ЖСК "Залив Тунгус", обходной магистралью "адрес", Nкадастрового квартала N; территории, ограниченной "адрес" в "адрес", N кадастрового квартала N; территории, ограниченной автодорогой Душкино - Ливадия и границей зоны сельхоз. использования в "адрес"", N кадастрового квартала N; территории, ограниченной автодорогой Душкино - Ливадия "адрес" в "адрес" и "адрес" в "адрес", N кадастрового квартала N; территории, ограниченной "адрес", Nкадастрового квартала N; территории, ограниченной "адрес", ЛЭП-220, существующим подъездом к базе ООО "Дальрыбснаб", N кадастрового квартала N; территории, ограниченной береговой линией оз. Лебединого, дорогой на ДОЛ "Антарес" и дорогой Владивосток - Находка, N кадастрового квартала N; территории, ограниченной "адрес", границами малоэтажной жилой застройки г.Находка, N кадастрового квартала N; территории, ограниченной "адрес" в "адрес"", N кадастрового квартала N; территории районов "адрес", N кадастрового квартала N, N; необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, а именно: дорогами, водоснабжением и водоотведением, электроснабжением, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением Приморского краевого суда от 1 февраля 2022 года гражданское дело передано в судебную коллегию по административным делам Приморского краевого суда.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 2 марта 2022 года решение Находкинского городского суда Приморского края от 16 ноября 2021 года оставлено без изменения.
16 мая 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации Находкинского городского округа, поданная через Находкинский городской суд Приморского края 4 мая 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора.
В обоснование кассационной жалобы административный ответчик ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Считает, что со стороны администрации отсутствует бездействие в необеспечении земельных участков необходимой транспортной и инженерной инфраструктурой, поскольку 29 августа 2014 года постановлением администрации г.Находка утверждена муниципальная программа "Обеспечение доступным жильем жителей Находкинского городского округа на 2015-2017 годы и на период до 2020 года", в которую входит в том числе и подпрограмма "Обеспечение земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, инженерной инфраструктурой на 2015-2017 годы и на период до 2020 года", действие которой продлено до 2025 года. И начиная с 2014 года по настоящее время администрацией принимаются конкретные действия для реализации этой подпрограммы, в рамках которой в том числе заключены контракты на разработку проектов планировки и межевания тех территорий, в отношении которых заявлены требования прокурором. Проектная документация по объекту "Подъездные дороги, проезды к земельным участкам на территории, ограниченной "адрес" в "адрес"" в настоящее время проходит проверку государственной экспертизы. Полагают, что судами не были учтены рекомендации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех или более детей, утвержденные Минрегиона России от 9 сентября 2013 года N 372. С учетом того, что для исполнения решения суда необходимо время, просят, в том числе установить срок для исполнения решения суда - до 2025 года.
Определением председателя судебного состава судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 18 мая 2022 года кассационная жалоба администрации Находкинского городского округа передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав доводы представителя административного ответчика, прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
В целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, дальнейшего повышения доступности жилья и качества жилищно-коммунальных услуг, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
На территории Приморского края указанные вопросы регламентированы Законом Приморского края от 8 ноября 2011 года N 837-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае".
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суды нижестоящих инстанций, руководствуясь положениями статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", Законом Приморского края от 8 ноября 2011 года N 837-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей в Приморском крае", постановлением администрации Находкинского городского округа от 29 августа 2014 года N 1611, которым утверждена муниципальная программа "Обеспечение доступным жильем жителей Находкинского городского округа на 2015-2017 годы и на период до 2020 года", подпрограммой "Обеспечение земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, инженерной инфраструктурой" на 2015-2017 годы и на период до 2020 года", пришли к выводу о том, что обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях их предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей лежит на администрации г.Находка в порядке решения вопросов местного значения, установив, что такая обязанность административным ответчиком по обеспечению земельных участков на указанных в иске территориях не исполнена, возложили на орган местного самоуправления обязанность по устранению допущенных незаконным бездействием нарушений.
Оснований не согласиться с данными выводами судов не имеется, поскольку они основаны на законе, соответствуют исследованным доказательствам и установленным по делу обстоятельствам.
На территории Находкинского городского округа действует подпрограмма "Обеспечение земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, инженерной инфраструктурой" на 2015-2017 годы и на период до 2020 года", которая входит в состав муниципальной программы "Обеспечение доступным жильем жителей Находкинского городского округа на 2015-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением администрации Находкинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N.
К числу территорий, определенных под индивидуальную жилую застройку для граждан, имеющих трех и более детей, обладающих правом бесплатного получения земельного участка, отнесены территории, перечисленные в исковом заявлении прокурора.
Вместе с тем в ходе рассмотрения дела судами установлено, что указанные в иске территории, на которых расположены земельные участки, не обеспечены необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, а именно: отсутствуют дороги, водоснабжение и водоотведение, электроснабжение.
В рамках Подпрограммы "Обеспечение земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, инженерной инфраструктурой" на 2015-2017 годы и на период до 2020 года" на реализацию поэтапного обеспечения указанных территорий инфраструктурой ежегодно выделяются денежные средства. На проектирование, строительство подъездных автомобильных дорог, проездов к земельным участкам администрации Находкинского городского округа предоставлялись субсидии из бюджета Приморского края. Однако субсидии не были использованы, земельные участки не обеспечены необходимой транспортной и инженерной инфраструктурой.
Установив при рассмотрении настоящего административного дела, что административный ответчик не принимает необходимые меры, направленные на решение вопросов местного значения по обеспечению инженерно-техническими коммуникациями указанных территорий, определенных под индивидуальную жилую застройку для граждан, имеющих трех и более детей, обладающих правом бесплатного получения земельных участков, что свидетельствует о нарушении органом местного самоуправления законных прав и интересов лиц, в интересах которых прокурор обратился с административным иском, суды обоснованно пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления прокурора.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Ссылки в кассационной жалобе на принятие администрацией Находкинского городского округа всех необходимых мер для обеспечения указанных территорий инженерной инфраструктурой путем принятия и утверждения соответствующих муниципальных программ, путем проведения работ по подготовке необходимой документации, планирования работ по инженерным изысканиям, не опровергают выводы судебных инстанций об обоснованности заявленных прокурором требований, поскольку указанные обстоятельства не подтверждают факт подведения инженерных сетей к земельным участкам, расположенным на территориях, определенных под индивидуальную жилую застройку для граждан, имеющих трех и более детей, обладающих правом бесплатного получения земельного участка.
Предусмотренный пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации льготный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям не предполагает их произвольного формирования без соблюдения условия обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой.
Частью 3 статьи 4 Закона Приморского края от 8 ноября 2011 года N 837-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае" предусмотрено, что образование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в целях их бесплатного предоставления в собственность гражданам, а также их предоставление гражданам осуществляются уполномоченными органами местного самоуправления.
Образование земельных участков в целях их бесплатного предоставления в собственность гражданам осуществляется в соответствии с действующим законодательством с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории (часть 3(1)).
Из этого исходит Министерство регионального развития Российской Федерации в Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом от 9 сентября 2013 года N 372, согласно которым земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям. В случае отсутствия обеспеченности земельных участков объектами инженерной инфраструктуры должна быть определена потребность в строительстве таких объектов и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
При таких обстоятельствах суды нижестоящих инстанций обоснованно возложили на администрацию Находкинского городского округа обязанность по обеспечению вышеуказанных земельных участков, необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, а именно водоснабжением, водоотведением, электроснабжением, дорогами.
Доводы кассационной жалобы о необходимости увеличения срока для исполнения судебного акта были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, мотивированно и обоснованно отклонены, оснований для переоценки выводов суда у судебной коллегии суда кассационной инстанции не имеется. Кроме того, административный ответчик вправе обратиться в суд с заявлением в порядке статьи 189 КАС РФ о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с выводами судов и произведенной ими оценкой доказательств, что в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Находкинского городского суда Приморского края от 16 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 2 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Находкинского городского округа - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.