Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Королевой Е.В, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административных ответчиков ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России Морозовой М.А. на решение Амурского городского суда Хабаровского края от 27 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 декабря 2021 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Вихарева "данные изъяты" к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России о признании незаконным действия (бездействия), взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Вихарев В.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России о взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 3000 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на нарушение условий его содержания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившееся в необеспечении его в период с 1 по ДД.ММ.ГГГГ сахаром, который не добавлялся в пищу и не заменялся на другие продукты питания в нарушение требований закона.
На основании определения Амурского городского суда Хабаровского края от 30 июля 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление федерального казначейства по Хабаровскому краю и Министерство финансов Российской Федерации.
Решением Амурского городского суда Хабаровского края от 27 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 декабря 2022 года, административные исковые требования Вихарева В.Ю. удовлетворены частично, признаны незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в ненадлежащей организации питания Вихарева В.Ю. в период с 1 по ДД.ММ.ГГГГ, с Российской Федерации в лице главного распорядителя федерального бюджета - ФСИН России, за счет средств казны Российской Федерации, в пользу Вихарева В.Ю. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 1500 рублей.
30 мая 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России Морозовой М.А, поданная через суд первой инстанции 13 мая 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и принятии нового решения об отказе Вихареву В.Ю. в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы представитель административных ответчиков указывает, что отсутствие сахара непродолжительное время в рационе питания осужденного не может быть признано существенным нарушением условий содержания в исправительном учреждении, каких-либо негативных последствий для осужденного в результате оспариваемого бездействия не наступило, взысканный судом размер компенсации не соответствует принципам разумности и справедливости.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений не допущено.
Согласно частям 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий (пункт 14).
В соответствии с частью 3 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 205 утверждены минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, согласно которым минимальная норма сахара для осужденных к лишению свободы, содержащихся в учреждениях федеральной службы исполнения наказаний, составляет 30 граммов на одного человека в сутки.
Приказом Минюста России от 17 сентября 2018 года N 189 установлены Нормы замены одних продуктов питания другими при организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время (Приложение 7), которыми предусмотрена замена сахара: карамелью; вареньем, джемом, повидлом; мармеладом; печеньем; вафлями; халвой; пастилой; ксилитом пищевым или сорбитом.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и установив, что в период с 1 по ДД.ММ.ГГГГ Вихарев В.Ю. не обеспечивался установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 205 нормой сахара в сутки - 30 гр, при этом замена сахара в соответствии с Приложением N 7 к Приказу Минюста России от 17 сентября 2018 года N 189 не осуществлялась, пришли к выводу о нарушении условий содержания осужденного в исправительном учреждении и взыскании в этой связи соответствующей компенсации.
Данные выводы судов соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Вопреки утверждению административных ответчиков в кассационной жалобе, необеспечение осужденного Вихарева В.Ю. минимальными нормами питания при непредставлении продуктов, допустимых для замены отсутствующих, свидетельствует о бездействии исправительного учреждения, на которого в силу закона возложена обязанность по организации надлежащего питания осужденных.
Присужденная Вихареву В.Ю. судом сумма компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении является соразмерной допущенным нарушениям, соответствует принципу разумности и справедливости, обеспечивает соблюдение баланса между нарушенными правами административного истца и мерой ответственности государства, поэтому доводы заявителя кассационной жалобы о завышенном размере компенсации являются несостоятельными.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов по установленным ими обстоятельствам административного дела, основаны на неверном толковании норм материального права и не содержат предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и апелляционного определения в кассационном порядке.
Поскольку при рассмотрении настоящего дела судами не допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход административного дела, выводы, изложенные в принятых по делу судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Амурского городского суда Хабаровского края от 27 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.