Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 октября 2008 г. N Ф03-4496/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "С" на решение от 08.04.2008, постановление от 26.06.2008 по делу N А51-1858/2008 40-35 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "С" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Приморскому краю о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.
Резолютивная часть постановления от 15 октября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2008 года.
Общество с ограниченной ответственностью "С" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 12.02.2008 по делу об административном правонарушении N 03 АЛК, вынесенным Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Приморскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) о назначении обществу административного наказания в виде штрафа в размере 30000 руб. по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 08.04.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды обеих инстанций пришли к выводу о доказанности факта совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к тому, что налоговый орган привлек общество к ответственности, не доказав его вину в совершении указанного выше административного правонарушения. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, при рассмотрении настоящего дела суд не применил нормы статьи 2.9 КоАП РФ.
Налоговый орган в отзыве на кассационную жалобу доводы общества отклонил, считает решение и постановление суда первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по следующим основаниям.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, 30.01.2008 сотрудниками Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Приморскому краю проведена проверка соблюдения требований Федерального Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) и Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила продажи отдельных видов товаров) в магазине "Александрос", принадлежащем ООО "С", расположенном по адресу: п. Штыково, ул. Центральная, 4, в ходе которой установлены нарушения, выразившиеся в отсутствии на бутылке настойки "Звезда Бохай" емкостью 0,7 л. в верхней части федеральной специальной марки защитного элемента в виде овала (оторвана верхняя часть по контрольной линии).
По данному факту 31.01.2008 составлен протокол об административном правонарушении N 000005, на основании которого вынесено постановление от 12.02.2008 N 03 АЛК о назначении обществу административного наказания, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30000 руб.
Не согласившись с постановлением налогового органа, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций обоснованно пришли к выводу о законности действий налогового органа по привлечению общества к ответственности, предусмотренной вышеназванной нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
Нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.16 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона N 171-ФЗ федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной системе.
Согласно пункту 6 статьи 12 указанного Закона за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрещен оборот этилового спирта и алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность их производства и оборота, без сертификатов соответствия, либо без маркировки.
В соответствии с пунктом 136 Правил продажи отдельных видов товаров не допускается розничная продажа алкогольной продукции, не маркированной в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральной специальной маркой или акцизной маркой.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что обществом была выставлена в розничную продажу бутылка настойки "Звезда Бохай" с нарушением целостности федеральной специальной марки, то есть немаркированная в установленном законом порядке алкогольная продукция. Выявленное нарушение образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах правильным является вывод суда о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения и правомерно отказано в удовлетворении заявленных им требований.
Нарушений порядка рассмотрения материалов дела об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления налогового органа судебными инстанциями не установлено.
Доводы кассационной жалобы о неприменении статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении настоящего дела подлежат отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Учитывая, что нарушение требований Федерального Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и наносит ущерб государственным интересам, суд кассационной инстанции не находит данное правонарушение малозначительным. Кроме того, в обжалуемых судебных актах отсутствует вывод арбитражного суда по вопросу малозначительности административного правонарушения. В силу установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов рассмотрения кассационных жалоб, основания, не заявленные при обращении в арбитражный суд и не рассмотренные арбитражным судом, не могут быть предметом обсуждения в суде кассационной инстанции.
Остальные доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 08.04.2008, постановление от 26.06.2008 по делу N А51-1858/2008 40-35 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 октября 2008 г. N Ф03-4496/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании