Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 октября 2008 г. N Ф03-4616/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: МОУ СОШ поселка Лесной Амурского муниципального района Хабаровского края - Антоненко С.Г., представитель по доверенности от 01.08.2008 б/н; от Управления образования администрации Амурского муниципального района Хабаровского края - Антоненко С.Г., представитель по доверенности от 04.08.2008 N 01-22/2847; рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления образования администрации Амурского муниципального района Хабаровского края на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008 по делу N А73-2970/2008-29 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению муниципального общеобразовательного учреждения средней образовательной школы поселка Лесной Амурского муниципального района Хабаровского края к отделу государственного пожарного надзора по г. Амурску и Амурскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю, 3-е лицо: Управление образования администрации Амурского муниципального района Хабаровского края, о признании незаконным заключения от 12.02.2008 N 001341.
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2008 года.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средней образовательной школы поселка Лесной Амурского муниципального района Хабаровского края (далее - образовательное учреждение, школа) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным заключения отдела государственного пожарного надзора по г. Амурску и Амурскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю (далее - административный орган) от 12.02.2008 N 001341.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление образования администрации Амурского муниципального района Хабаровского края (далее - администрация).
Решением суда от 06.06.2008 заявленные требования удовлетворены со ссылкой на то, что у руководителя школы отсутствует обязанность для содержания источника наружного противопожарного водоснабжения, ответственность за наличие и исправность которых несет орган местного самоуправления.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008 решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований образовательному учреждению отказано в виду того, что последним не представлен акт о наличии и исправности оборудования и систем противопожарной защиты для наружного противопожарного водоснабжения, который согласно пункту 2.2.2 Положения о порядке подготовки и выдачи заключения ГПН о соблюдении на объектах соискателя лицензии требований пожарной безопасности, утвержденного приказом главного управления МЧС России по Хабаровскому краю от 18.04.2007 N 134, должен прикладываться к заявлению о выдаче лицензии.
Не согласившись с принятым постановлением суда апелляционной инстанции, администрация обратилась с кассационной жалобой, поддержанной ее представителем в судебном заседании, в которой просит данное постановление суда отменить и оставить в силе решение суда об удовлетворении требований образовательного учреждения. Заявителем кассационной жалобы указано на то, что в нормативных документах отсутствуют требования по устройству систем наружного противопожарного водоснабжения для здания школы. Также, по его мнению, неправомерны ссылки суда на приказ главного управления МЧС России по Хабаровскому краю от 18.04.2007 N 134, так как данный приказ не является нормативным правовым актом.
Административный орган в отзыве на кассационную жалобу против отмены постановления суда апелляционной инстанции возражает, ссылаясь на его законность и обоснованность; извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимал, заявив ходатайство N 1503 от 13.10.2008 о рассмотрении дела без участия своих представителей.
Школа отзыв на кассационную жалобу не представила, но ее представитель в судебном заседании поддержал кассационную жалобу администрации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя администрации и школы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Как следует из материалов дела, школа обратилась в административный орган с заявлением о выдаче заключения о соблюдении на объектах соискателя лицензии требований пожарной безопасности.
Рассмотрев данное обращение, последний вынес заключение от 12.02.2008 N 001341, которым указал на нарушение требований пожарной безопасности, а именно: объект не обеспечен наружным противопожарным водоснабжением.
Не согласившись с вынесенным заключением, образовательное учреждение оспорило его в судебном порядке. Отменяя решение суда, и отказывая в удовлетворении заявленных требований школы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое заключение является правомерным.
В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Статьей 1 указанного закона определено понятие требованиям пожарной безопасности, под которыми понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В соответствии с пунктом 2.4.1 Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-89*, утвержденных Госкомобразованием СССР 10.05.1989 администрация детского учреждения обязана обеспечить техническое обслуживание, исправное состояние и постоянную готовность к использованию находящихся на балансе учреждения систем противопожарного водоснабжения (наружных водопроводных сетей с установленными на них пожарными гидрантами и указателями; пожарных водоемов и резервуаров; насосных станций для повышения давления в наружных и внутренних водопроводных сетях; пожарных пирсов и подъездов к естественным водоисточникам; внутренних пожарных кранов; стационарных установок водоснабжения, приспособленных для забора воды на случай пожара).
Согласно пункту 4 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации" руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.
Пунктом 2.11 Строительных норм и правил СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" предусмотрено наличие противопожарного водопровода в населенных пунктах, на объектах народного хозяйства и, как правило, объединяться с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
Предоставление в лицензирующий орган заключения органов Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса предусмотрено подпунктом "е" пункта 12 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 N 796.
Арбитражным судом установлено и подтверждается материалами дела, что при подаче заявления образовательным учреждением не подтверждено наличие наружного противопожарного водоснабжения, следовательно, вывод суда апелляционной инстанции о том, что выданное административным органом заключение от 12.02.2008 N 001341 правомерно, является правильным.
Вместе с тем, оспариваемое заключение не содержит каких-то обязательных к исполнению школой предписаний, а лишь констатирует факт отсутствия наружного противопожарного водоснабжения на объекте, что не отрицают ни школа, ни администрация. Вопрос о том, кто должен обеспечивать наружное противопожарное водоснабжение объекта не является предметом спора по настоящему делу, как и ссылки администрации на то, что школе не выдается лицензия на осуществление учебной деятельности из-за отрицательного заключения административного органа, что не исключает возможности оспаривания указанных обстоятельств в установленном законодательством порядке.
Кроме того административным органом мероприятие по устранению указанного нарушения было внесено в предписание N 109 от 20.07.2007, по итогам которого должностное лицо (директор школы Гизатулина Л.Л.) постановлением от, 17.07.2007 N 208 привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа. Данное постановление не было обжаловано в установленный законом срок, предписание ГПН вступило в законную силу.
Довод кассационной жалобы о том, что в приведенных нормативных документах отсутствуют требования по устройству систем наружного противопожарного водоснабжения для здания школы, судом кассационной инстанции не принимается, поскольку указанные документы не содержат исчерпывающих требований по составу и порядку функционирования системы обеспечения пожарной безопасности, что не исключает возможности применения других нормативных документов по пожарной безопасности, в том числе Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ГОСТа 12.1.004-91 "Пожарная безопасность. Общие требования", ГОСТа 12.1.004-94, Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), СНиПа 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", СНиПа 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения".
В соответствии с пунктом 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации" наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Ссылки администрации на неправильное применение судом приказа главного управления МЧС России по Хабаровскому краю от 18.04.2007 N 134, в силу изложенного выше не влияют на правильность судебного акта по существу заявленных требований.
Суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции, правильно применившего нормы материального и процессуального права, и для удовлетворения кассационной жалобы, учитывая, что ее доводы направлены на переоценку исследованных судом доказательств дела и установленных на их основе обстоятельств, следовательно, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ такие доводы подлежат отклонению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008 по делу N А73-2970/2008-29 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 октября 2008 г. N Ф03-4616/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании