Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 1 ноября 2008 г. N Ф03-4181/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 15.07.2008 по делу N А51-3278/2007 13-83 Арбитражного суда Приморского края, по иску Федерального государственного унитарного предприятия "322 Авиационный ремонтный завод" Министерства обороны Российской Федерации к Управлению здравоохранения Администрации Уссурийского городского округа, Уссурийскому городскому округу, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 32102,29 руб.
Резолютивная часть постановления от 28 октября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2008 года.
Федеральное государственное унитарное предприятие "322 Авиационный ремонтный завод" Министерства обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Управлению здравоохранения Администрации Уссурийского городского округа о взыскании 32102,29 руб. убытков, понесенных в связи с предоставлением в 2003, 2004 годах льгот по оплате коммунальных услуг медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности.
Определением от 25.04.2007 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Уссурийский городской округ, Департамент финансов Администрации Приморского края, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю.
До разрешения спора по существу истцом в порядке статьи 49 АПК РФ заявлен частичный отказ от иска по образовавшейся задолженности за 2003 год и за январь, февраль, март, апрель - до 25.04.2004 года в размере 14076,04 руб. в связи с пропуском истцом срока исковой давности, истребуемая сумма иска составила 18026,25 руб.
Решением от 15.07.2008 иск ФГУП "322 Авиационный ремонтный завод" Министерства обороны Российской Федерации удовлетворен в полном объеме, с Российской Федерации в пользу истца за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации взыскано 18026,25 руб. убытков. Производство по делу в части взыскания 14076,04 руб. прекращено в связи с частичным отказом истца от иска ввиду истечения срока исковой давности. Управление здравоохранения Администрации Уссурийского городского округа, Уссурийский городской округ, Департамент финансов Администрации Приморского края от ответственности по делу освобождены.
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
Не согласившись с принятым по делу решением от 15.07.2008, Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Приморскому краю в кассационной жалобе просит его отменить, как принятое с неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, судом неправильно истолкованы положения Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан", в соответствии с которыми работникам учреждений здравоохранения, работающим и проживающим в сельской местности, предоставление льгот по оплате горячего водоснабжения не предусмотрено.
Считает, что в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Приморскому краю освобождено от уплаты госпошлины, поскольку является федеральным государственным органом и выступает по данному делу в качестве представителя Российской Федерации в защиту государственных интересов.
ФГУП "322 Авиационный ремонтный завод" Министерства обороны Российской Федерации в отзыве на кассационную жалобу выразило согласие с принятым по делу решением, просило оставить его в силе.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, явку своих представителей в суд не обеспечили.
Проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемого решения от 15.07.2008, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для его отмены в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, 14.01.2004 между Управлением здравоохранения Администрации Уссурийского городского округа и ФГУП "322 Авиационный ремонтный завод" Министерства обороны Российской Федерации заключен договор N 1 об оплате жилья и отопления за работников Управления здравоохранения, пользующихся льготами.
За указанный истцом в иске период, ФГУП "322 Авиационный ремонтный завод" Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с договором N 1 предоставлены льготы в виде оплаты жилья и отопления медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности.
В связи с невозмещением в полном объеме государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов расходов истца по предоставлению льгот последним заявлены настоящие исковые требования.
В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно пункту 9 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.
При этом в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
При рассмотрении настоящего спора арбитражный суд правомерно, руководствуясь вышеназванными законами, с учетом действующего законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, сделал вывод о том, что финансовое обеспечение предоставления льгот медицинским работникам должно осуществляться за счет средств, выделяемых из федерального бюджета.
Как следует из представленных в материалах дела документов, в 2004 году из федерального бюджета для возмещения вышеуказанных расходов поступило 39699000 руб. Указанная сумма распределена между муниципальными образованиями Приморского края, в том числе Уссурийскому городскому округу выделено 752000 руб.
Вместе с тем, выделение денежных средств не обеспечило фактическую потребность в финансировании Уссурийского городского округа по реализации федерального законодательства в части предоставления льгот вышеуказанной категории граждан.
Факт оказания услуг ФГУП "322 Авиационный ремонтный завод" Министерства обороны Российской Федерации, их объем, стоимость, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами (списки медицинских работников пользующихся льготой, счета-фактуры, акт сверки, иное).
Поскольку Министерство финансов Российской Федерации не доказало, что обеспечило субъект Российской Федерации - Приморский край финансовыми средствами в полном объеме, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 18026,25 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на основании статей 16, 1069 ГК РФ.
Кассационная инстанция находит несостоятельным довод заявителя жалобы об освобождении Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Приморскому краю от уплаты госпошлины в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ.
Исходя из положений вышеуказанной нормы права, прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражный суд в предусмотренных законом случаях в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты госпошлины.
Глава 25.3 НК РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.
К таким делам, в частности, относятся дела о взыскании с публично-правовых образований убытков, возникших в связи с неполучением организациями оплаты за товары (работы, услуги), предоставленные потребителям бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот.
Данное разъяснение содержится в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в соответствии со статьей 16 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в информационных письмах доводит до сведения арбитражных судов выработанные Президиумом рекомендации по применению норм права, их толкованию, которые являются обязательными для арбитражных судов.
Исходя из изложенного, при обжаловании Министерством финансов Российской Федерации в лице УФК по Приморскому краю в кассационном порядке состоявшегося по делу решения, оно обязано уплатить государственную пошлину в размере, установленном подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 15.07.2008 по делу N А51-3278/2007 13-83 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 ноября 2008 г. N Ф03-4181/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании