Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при секретаре Кретове С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-369/2022 по административному исковому заявлению Фоменко Алексея Николаевича об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить по состоянию на 01 января 2014 года кадастровую стоимость земельных участков по адресу: город Москва, --- в следующем размере:
- земельный участок с кадастровым номером --- в размере 68 252 402 рублей;
- земельный участок с кадастровым номером --- в размере 143 086 797 рублей.
В обоснование исковых требований административный истец указал, что является собственником земельных участков. В соответствии со ст.388 Налогового кодекса РФ административный истец является плательщиком земельного налога в отношении принадлежащих ему участков. В силу части 1 ст.390 Налогового кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемая объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2014 года утверждена постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014г. N 687-ПП в следующем размере:
- земельный участок с кадастровым номером --- в размере 272 571 299, 1 рублей;
- земельный участок с кадастровым номером --- в размере 565 268 400 рублей.
Полагая, что кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, административный истец обратился к независимому оценщику ООО "Кадастровый центр" за составлением отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков. Согласно отчету об оценке N 41/2021 от 22 октября 2021 года рыночная стоимость земельных участков, на дату установления их кадастровой стоимости определена в размере, указанном в административном иске при обращении в суд.
Реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административный истец обратился с иском в Московский городской суд.
Рассмотрев в открытом судебном заседании настоящее административное дело, изучив административное исковое заявление, возражения на него, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельных участков устанавливается, в том числе, для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельных участков кадастровая стоимость этого земельных участков устанавливается равной его рыночной стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объектов недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат земельные участи по адресу: город Москва, --- с кадастровыми номерами ---, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из единого государственного реестра недвижимости.
Согласно представленным в материалы дела выпискам из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером --- снят с государственного кадастрового учета 14 марта 2016 года, земельный участок с кадастровым номером -- снят с государственного кадастрового учета 21 декабря 2016 года. На дату оспариваемой кадастровой стоимости (01 января 2014 года), которая подлежала применению с 01 января 2015 года, земельные участки существовали как объекты недвижимого имущества, расчет земельного налога производился исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пп. 14, 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Дело о пересмотре кадастровой стоимости подлежит рассмотрению по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1 числа налогового периода, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (п. 15 ст. 378.2, п. 1 ст. 391, п. 2 ст. 403 НК РФ), ст. 24.18, абзац пятый ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Административный истец является в соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиком земельного налога. Налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков (ст. 390 НК РФ).
Согласно п. 1.1 ст. 391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
В соответствии с п. 2 ст. 58 НК РФ подлежащая уплате сумма налога уплачивается налогоплательщиком в установленные сроки. Пунктом 1 ст. 397 НК РФ установлено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Между тем в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ). Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 НК РФ).
В данном случае из административного искового заявления следует, что права административного истца затрагиваются, поскольку административным истцом представлены в материалы дела сведения об уплате задолженности по земельному налогу за спорный период только в 2019 году. Поскольку в силу части 5 статьи 78 Налогового кодекса РФ зачет и возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговыми органами не более чем за три года со дня уплаты налога, административный истец при обращении в Московский городской суд в ноябре 2021 года с настоящим административным иском не утратил право на возврат излишне уплаченного налога в случае, если кадастровая стоимость земельных участков будет уменьшена судом.
Кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2014 года утверждена постановлением Правительства Москвы от 21.11.2014г. N 687-ПП. С установленной кадастровой стоимостью земельных участков административный истец не согласен. Оспаривая установленную кадастровую стоимость земельных участков административный истец представил отчет об оценке, составленный ООО "Кадастровый центр". Согласно отчету об оценке N --- от 22 октября 2021 года рыночная стоимость земельных участков, на дату установления их кадастровой стоимости определена в размере, указанном в административном иске при обращении в суд.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы в письменных пояснениях, настаивали на отказе в удовлетворении требований истца, указали на несоответствие представленного отчета об оценке требованиям законодательства.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости земельных участков и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости земельных участков и в целях устранения возникших сомнений, определением Московского городского суда от 04 февраля 2022 года по настоящему делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ФБУ Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ.
Согласно заключению судебной от 08 июня 2022 года отчет об оценке, представленный административным истцом, не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Нарушения, допущенные оценщиком, подробно описаны в тексте экспертного заключения. Лица, участвующие в деле, данный вывод эксперта не оспаривали.
Рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2014 года по результатам судебной экспертизы определена экспертом в следующем размере:
- земельный участок с кадастровым номером --- по адресу: Москва, поселение Московский в районе деревни --- в размере 214 911 707 рублей, - земельный участок с кадастровым номером --- по адресу: Москва, поселение Московский в районе деревни ---в размере 106 419 020 рублей.
Стороны с результатом судебной экспертизы ознакомлены, представитель административного истца возражений к экспертному заключению не представил.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы, заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы направил возражения к экспертному заключению, ходатайство о назначении по делу повторной экспертизы.
Судом от эксперта истребованы письменные пояснения. В направленных в адрес суда пояснениях эксперт убедительно и подробно ответил на возражения сторон, письменные пояснения приобщены судом к материалам дела. Из представленных пояснений эксперта видно, что замечания к экспертному заключению не нашли своего подтверждения, в связи с чем судом отказано в удовлетворении ходатайства о назначении по делу повторной экспертизы. Предусмотренных ст.83 КАС РФ оснований для назначения повторной экспертизы в судебном заседании не установлено, само по себе несогласие стороны с определенной экспертом рыночной стоимостью объектов недвижимости не является основанием для назначения по делу повторной экспертизы.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения объектов оценки, произведена оценка объектов с учетом их количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов.
В свою очередь административным ответчиком каких-либо убедительных доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости объектов недвижимости, не представлено. В названной ситуации ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.
Судом отклоняются ранее изложенные в письменных возражениях доводы административного ответчика о том, что истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, суд отмечает, что соответствующее право предоставлено истцу Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке". Кроме того, право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года N1555-О, из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
Также подлежат отклонению и доводы административного ответчика о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
С учетом изложенного, суд находит, что кадастровая стоимость объектов недвижимости должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта.
Как разъяснено Верховным Судом РФ в п. 25 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ). Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в суд - 24 ноября 2021 года.
Из положений статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" следует, что актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда. Таким образом, решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости. С учетом того, что земельный участок с кадастровым номером --- снят с государственного кадастрового учета 14 марта 2016 года, земельный участок с кадастровым номером --- снят с государственного кадастрового учета 21 декабря 2016 года, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2015 года по дату внесения в ЕГРН сведений о новой кадастровой стоимости либо снятия объектов с государственного кадастрового учета, если до указанного события кадастровая стоимость объектов недвижимости не будет изменена ввиду изменения их количественных и (или) качественных характеристик.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить по состоянию на 01 января 2014 года кадастровую стоимость следующих объектов недвижимости:
- земельный участок с кадастровым номером --- по адресу: Москва, поселение Московский в районе деревни --- в размере 214 911 707 рублей, - земельный участок с кадастровым номером --- по адресу: Москва, поселение Московский в районе деревни -- в размере 106 419 020 рублей, Установленная кадастровая стоимость действует с 01 января 2015 года по дату внесения в ЕГРН сведений о новой кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 24 ноября 2021 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 01 августа 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.