Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 октября 2008 г. N Ф03-4713/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от МИФНС России N 7 по Хабаровскому краю - Данильченко С.В., специалист 1 разряда по доверенности от 09.01.2008 N 10, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Хабаровскому краю на решение от 26.05.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2008 по делу N А73-2718/2008-92 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Муниципального унитарного предприятия "А" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Хабаровскому краю о признании незаконными действий по списанию 136254 руб. и обязании возвратить денежные средства.
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2008 года.
Муниципальное унитарное предприятие "А" (далее - МУП "А"; предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Хабаровскому краю (далее - налоговый орган; инспекция) по принудительному списанию со счета предприятия денежных средств в сумме 136254 руб. на основании инкассового поручения от 21.01.2008 N 76 и обязании налогового органа возвратить на счет МУП "А" неправомерно списанные денежные средства в указанной выше сумме.
Решением суда от 26.05.2008, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2008, заявление предприятия удовлетворено в полном объеме. Суд пришел к выводу о том, что действия инспекции по списанию денежных средств с расчетного счета предприятия произведены с нарушением требований Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Не согласившись с решением суда и постановлением апелляционной инстанции, налоговый орган подал кассационную жалобу, поддержанную его представителем в судебном заседании кассационной инстанции, в которой просит данные судебные акты отменить, как принятые с неправильным применением норм материального права, а именно: Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". По мнению заявителя жалобы, задолженность предприятия по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 136254 руб. является текущим платежом, поэтому требования налоговых органов удовлетворяются в установленном законодательством порядке, то есть вне рамок дела о банкротстве, в связи с чем инспекция считает, что ее действия по списанию задолженности по налогу в бесспорном порядке правомерны.
МУП "А" надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако его представитель в судебное заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ применение судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судом, решением от 16.07.2007 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-3158/2005-9 МУП "А" признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство.
29.11.2007 налоговым органом по результатам контрольных мероприятий МУП "А" была выявлена недоимка по НДС, в том числе в сумме 80733 руб. - по сроку уплаты 22.10.2007 и в сумме 55521 руб. - по сроку уплаты 20.11.2007. Предприятию направлено требование N 7951 по состоянию на 29.11.2007 об уплате в срок до 18.12.2007 задолженности по данному налогу в общей сумме 136254 руб.
Ввиду неисполнения налогоплательщиком названного выше требования инспекцией 21.01.2008 принято решение N 38 о взыскании недоимки по НДС в сумме 136254 руб. за счет денежных средств предприятия, находящихся на счетах в банках. На основании инкассового поручения от N 76 налоговым органом задолженность по указанному налогу в названной выше сумме списана с расчетного счета предприятия.
Удовлетворяя заявление МУП "А" и признавая незаконными действия инспекции по списанию денежных средств в сумме 136254 руб., суд исходил из того, что налоговым органом нарушен установленный Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" порядок взыскания данной задолженности.
Требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности.
Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве, с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди (пункты 13 и 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве").
Судом установлено, что задолженность МУП "А" по НДС в сумме 80733 руб. - по сроку уплаты 22.10.2007 и в сумме 55521 руб. - по сроку уплаты 20.11.2007 образовалась после признания предприятия банкротом и открытия конкурсного производства (16.07.2007).
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 47 Постановления от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", при рассмотрении вопросов, связанных с удовлетворением требований, возникших после открытия конкурсного производства, следует учитывать, что в силу специального указания пункта 4 статьи 142 Закона требования уполномоченных органов, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Таким образом, суд, с учетом правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в названных выше Постановлениях, пришел к обоснованному выводу об отсутствии у налогового органа правовых оснований для принудительного взыскания НДС со счетов предприятия в банках в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ, в связи с чем признал действия инспекции незаконными.
Ссылки налогового органа на пункт 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.12.2004 N 29 в данном случае не имеют правового значения, поскольку задолженность предприятия по налогам образовалась после открытия конкурсного производства.
При таких обстоятельствах, решение суда и постановление апелляционной инстанции, основанные на правильном применении норм Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", отмене не подлежат, а кассационную жалобу инспекции следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 26.05.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2008 по делу N А73-2718/2008-92 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 октября 2008 г. N Ф03-4713/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании