Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., с участием прокурора отдела Прокуратуры города Москвы С*** В.Г., защитника ООО "АБЗ Ленинский" К*** Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "АБЗ Ленинский" К*** Е.В. на постановление судьи Щербинского районного суда города Москвы от 12 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "АБЗ Ленинский",
УСТАНОВИЛ:
20 ноября 2020 года и.о. первого заместителя прокурора Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы в отношении ООО "АБЗ Ленинский" (далее также - Общество) возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Щербинский районный суд города Москвы.
Постановлением судьи Щербинского районного суда города Москвы от 12 мая 2021 года ООО "АБЗ Ленинский" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двухсот тысяч) рублей.
Решением судьи Московского городского суда от 13 сентября 2021 года постановление судьи Щербинского районного суда города Москвы от 12 мая 2021 года оставлено без изменения, жалоба защитника ООО "АБЗ Ленинский" К*** Е.В. - без удовлетворения.
Постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 15 декабря 2021 года решение судьи Московского городского суда от 13 сентября 2021 года отменено, дело возращено на новое рассмотрение в Московский городской суд.
В жалобе, поданной на рассмотрение в Московский городской суд, защитник ООО "АБЗ Ленинский" К*** Е.В. просить об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылается на то, что Рекомендации Роспотребнадзора не являются санитарными правилами, имеющими обязательную силу; имеются основания для переквалификации действия Общества на ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ; Общество дважды привлечено к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение; Общество подлежит освобождению от административной ответственности на основании ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник ООО "АБЗ Ленинский" К*** Е.В. поддержала жалобу по изложенным в ней доводам.
Прокурор С*** В.Г. просил отказать в удовлетворении жалобы, считая постановление судьи районного суда законным и обоснованным.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника ООО "АБЗ Ленинский" К*** Е.В, заключение прокурора С*** В.Г, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 24 Федерального закона N 52-ФЗ).
Согласно ч асти 1 статьи 29 указанного закона предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (ч. 3 ст. 29 Федерального закона N 52-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 N 65 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", которыми установлены требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней (далее - инфекционных болезней) среди населения Российской Федерации.
В силу п. 2.1 СП 3.1/3.2.3146-13 в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (п. 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13).
При эксплуатации производственных, общественных зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться безопасные в эпидемиологическом отношении условия труда, быта и отдыха и осуществляться мероприятия по охране окружающей среды, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями (п. 4.3 СП 3.1/3.2.3146-13).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.11.2013 г. N 63 утверждены Санитарные правила 3.1.2.3117-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций" (далее - СП 3.1.2.3117-13) (действовавшие на момент выявления правонарушения и рассмотрения дела об административном правонарушении), которые устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения заболеваний гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями.
Данные санитарные правила устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения заболеваний гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями (п. 1.2 СП 3.1.2.3117-13).
Согласно п. 1.3. СП 3.1.2.3117-13 соблюдение санитарных правил является обязательным для физических и юридических лиц.
Аналогичные требования закреплены в п. 5 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 4, вступивших в действие с 01 сентября 2021 года взамен СП 3.1.2.3117-13.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно пункту 1.1 СП 3.1.3597-20, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 N 15, данные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.
В силу пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются:
- соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1, 5 до 2 метров;
- выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом;
- организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;
- обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации;
- организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу;
Согласно п. 6.1 СП 3.1.3597-20 с целью профилактики и борьбы с COVID-19 проводят профилактическую и очаговую (текущую, заключительную) дезинфекцию. Для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях.
Профилактическая дезинфекция осуществляется при возникновении угрозы заноса инфекции с целью предупреждения проникновения и распространения возбудителя заболевания в коллективы людей, в организациях, на территориях, где это заболевание отсутствует, но имеется угроза его заноса извне (п. 6.2 СП 3.1.3597-20).
Постановлением Главного государственного санитарного врача по г. Москве от 12.03.2020 N 1 "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV в городе Москве" в связи с продолжающейся угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предписано обеспечить проведение дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в организациях и на объектах, расположенных на территории города Москвы, с 12.03.2020 до особого распоряжения.
Согласно материалам дела, 16 октября 2020 года прокуратурой Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы в ходе проведения проверки совместно с должностными лицами Роспотребнадзора, Департамента природопользования и охраны окружающей среды, ОАТИ по Троицкому и Новомосковскому административным округам города Москвы в отношении ООО "АБЗ Ленинский" по адресу: ***, выявлено несоблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
- в организации отсутствует информация о соблюдении мер профилактики, правил личной и общественной гигиены и других мероприятий по предотвращению распространения коронавирусной инфекции COVID - 19;
- отсутствуют (не представлены) графики разделения всех работников, задействованных в работах одного строительного проекта, по бригадам в зависимости от выполняемых работ в целях минимизации контактов, то же и при расселении в местах проживания;
- не осуществляется проведение контроля температуры тела сотрудников организации, не назначен ответственный за осуществление контроля за состоянием здоровья сотрудников, отсутствуют журналы измерения температуры, место, где проходит измерение температуры;
- не осуществляется контроль за соблюдением сотрудниками масочного и перчаточного режима (работники находятся на рабочих местах без масок, водители без масок);
- отсутствует разметка социального дистанцирования на территории, в помещениях склада;
- запрет на прием пищи на рабочих местах не соблюдается, отсутствует специально отведенное помещение для приема пищи с оборудованной раковиной для мытья рук, графики приема пищи, где установлена очередность;
- умывальники для мытья рук, расположенные на территории возле строительных вагончиков, не оборудованы дозаторами с мылом и дозаторами с антисептическим средством для обработки рук, при входе на территории строительной площадки нет дозаторов с кожным антисептиком;
- отсутствует пятидневный запас одноразовых (многоразовых) масок (не реже 1 раза в 3 часа в зависимости от продолжительности смены);
- не организован централизованный сбор использованных одноразовых масок, перед их размещением в контейнерах отсутствуют полиэтиленовые пакеты для сбора масок;
- уборка помещений не проводится; графики ежедневной уборки помещений, биотуалетов, помещений для проживания сотрудников, отсутствует, нет дезинфицирующих средств, зарегистрированных в установленном законодательством порядке для проведения уборки помещений, в том числе, где проживают сотрудники, дезинфекция с кратностью 2-4 часа всех контактных поверхностей (ручек дверей, столов, поручней и др.) не проводится;
- не обеспечен пятидневный запас моющих, дезинфицирующих средств вирулицидного действия;
- отсутствуют комнаты для обогрева работников, сушки спецодежды и обуви;
-отсутствует отдельное вентилируемое помещение для хранения дезинфицирующих средств.
Указанные действия Общества квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "АБЗ Ленинский" административного правонарушения подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 20 ноября 2020 года; актом проверки; фотоматериалом; иными материалами дела.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судья районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств правильно установилвсе юридически значимые обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения и сделал обоснованный вывод о доказанности вины Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что Рекомендации главного санитарного врача РФ по проведению профилактических мероприятий в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не имеют статус санитарных правил и необязательны к соблюдению, не влияет на законность постановления судьи районного суда, поскольку на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении - 16 октября 2020 года, на территории Российской Федерации действовали обязательные для применения санитарные правила в области профилактики инфекционных болезней, в том числе коронавирусной инфекции COVID - 19: СП 3.1/3.2.3146-13 и СП 3.1.3597-20, содержащие обязательные требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.
Довод жалобы о двойном привлечении ООО "АБЗ Ленинский" к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ также не может повлечь признание обжалуемого судебного акта незаконным, поскольку ранее 14 января 2021 года ООО "АБЗ Ленинский" на основании постановления Главного государственного санитарного врача по Троицкому и Новомосковскому административным округам города Москвы привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ за иные нарушения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которые не входят в состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, состоит нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившимся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершённом в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнении в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Вопреки доводу жалобы, действия ООО "АБЗ Ленинский", с учётом события административного правонарушения, описанного в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, основания для их иной квалификации, в том числе по ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, отсутствуют.
В соответствии с ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
Данных о том, что ООО "АБЗ Ленинский" приняты все предусмотренные законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения меры с целью предотвращения распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), не имеется, что исключает возможность для применения ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ООО "АБЗ Ленинский" в пределах санкции ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3. 5 и ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершённого административного правонарушения, его общественной опасности, и является справедливым, а также соответствует предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлечённым к административной ответственности, так и другими лицами.
Нарушений норм материального и процессуального права судьёй районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Порядок и срок давности привлечения ООО "АБЗ Ленинский" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Щербинского районного суда города Москвы от 12 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "АБЗ Ленинский" оставить без изменения, жалобу защитника ООО "АБЗ Ленинский" К*** Е.В. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.