Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника наименование организации - фио на постановление N 355/005/ПЛ/01 заместителя начальника отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства адрес от дата, на решение судьи Тверского районного суда адрес от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении наименование организации (далее - наименование организации),
УСТАНОВИЛ:
постановлением N 355/005/ПЛ/01 заместителя начальника отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства адрес от дата наименование организации признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере сумма.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, наименование организации подало жалобу в суд.
Решением Тверского районного суда адрес от дата указанное выше постановление N 355/005/ПЛ/01 от дата оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения.
В жалобе защитник просит постановление и решение отменить, дело направить на новое рассмотрение, так как вина Общества судьёй не доказана. Также указал, что СанПиН 2.1.7.1322-03, который вменён Обществу, с дата не действует. Также указал, что на площадке N 24 находились отходы V класса опасности. Данные отходы имеют твердую структуру, представляют собой многокилограммовые бесформенные слитки металла, образовавшиеся после слива печи, в которой плавиться природный камень для производства продукции. Данные отходы хранятся исключительно навалом. Обществом периодически осуществляется вывоз затвердевшего расплава специализированной организацией, при этом расплав разрезается сваркой на удобные части, а затем спецтехникой загружается в транспорт и вывозится с адрес. Считает, что требования к защите от воздействия атмосферных осадков и ветров не относится к отходам, хранящимся навалом, крупными настолько, что не поддаются перемещению порывам ветра или атмосферным осадкам. Также защитник указал, что у Общества установлена система сбора и очистки полного цикла, дождевая вода, талый снег, различные осадки попадают в ливневую систему канализации замкнутого типа, после фильтрования многократно используются в производстве продукции. За адрес водостоки не уходят, таким образом, не происходит загрязнение почв или водяных объектов в результате нахождения на территории предприятия отходов затвердевшего расплава. Кроме того, защитник в жалобе указал, что у Министерства жилищно-коммунального хозяйства адрес отсутствуют полномочия по проверки соблюдения СанПиН 2.1.3684-21, так как Министерство вправе проверять только наличие мест накопления отходов, но не соответствие этих мест требованиям вышеуказанного СанПиНа.
Защитник наименование организации фио, в судебное заседание явился, довод жалобы поддержал, просил жалобу удовлетворить. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что у Общества производство минеральной ваты, при изготовлении которой используются шихты, последние плавятся в печи до состояния магмы, после чего из печи сливают силикатный расплав, который затвердевает и хранится как большие камни навалом на асфальтированной территории предприятия. В дальнейшем вывоз затвердевшего расплава осуществляет специализированная организация. При этом, защитник указал, что расплав настолько твердый, что разрезается только сваркой на удобные части и спецтехникой загружается в транспорт для вывоза с территории предприятия. Считает, что от переработанного сырья, хранящегося на асфальтированной территории, которое не закрыто настилом от воздействия атмосферных осадков и ветров, - не происходит загрязнение почвы или водных объектов. Кроме того, защитник указал, что незамедлительно устранили замечания, а именно, накрыли вышеуказанные отходы настилом, зафиксировав данный факт актом и фотографиями, имеющимися в деле.
Проверив также письменные материалы, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет административную ответственность.
При рассмотрении дела установлено, что наименование организации осуществляет деятельность по разработке и производству строительных, промышленных и сельскохозяйственных материалов, а также других продуктов, производных от минеральной ваты, и другой продукции; продвижению, распространению, продажи любых строительных, промышленных и сельскохозяйственных материалов, а также других продуктов, производных от минеральной ваты, и другой продукции, в том числе ранее импортированной, клиентам Российской Федерации и других странах; хранению, складской обработке, транспортировке и любого рода логистические услуг в отношении строительных, промышленных и сельскохозяйственных материалов, производных из минеральной ваты, сырья, производственных запасов и запасных частей, а также другой продукции. Деятельность осуществляется на двух собственных земельных участках с кадастровым номером 50:50:0040504:51 (площадь 107 450, 0 кв. м) и с кадастровым номером 50:50:0040504:59 (дата кв. м), расположенных по адресу: адрес, городской адрес, мкрн. Железнодорожный, адрес, которые в дата поставлены Обществом на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект НВОС), как объекты НВОС II категории (объект, оказывающий умеренное негативное воздействие на окружающую среду) (код объекта 46-0177-003916-П). Обществом получено в Департаменте Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от дата N ВСGG2VCV о постановке на государственный учет объекта НВОС.
Согласно программе производственного экологического контроля, утвержденной дата генеральным директором Общества, в результате деятельности Общества образуется 70 наименований отходов, в том числе: I класса опасности - 1 наименование, II класса опасности - 2 наименования, III класса опасности - 16 наименований, IV класса опасности - 32 наименования, V класса опасности - 19 наименований.
Обществом в дата разработана и дата утверждена генеральным директором Общества декларация о воздействии на окружающую среду (код объекта 46-0177-003916-П). Данная декларация направлена Обществом в уведомительном порядке в Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и адрес. Согласно данной декларации о воздействии на окружающую среду в результате деятельности Общества образуется 89 наименований отходов.
В ходе проведения плановой выездной проверки дата сотрудниками аккредитованной лаборатории наименование организации в присутствии должностного лица Министерства фио и представителей Общества по доверенностям фио, фио и фио отобраны пробы отхода, накапливаемого на открытой площадке N 9. По результатам отбора проб должностным лицом Министерства дата составлен протокол отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от дата N ПО-60. адрес, занимаемая отходами, составила 53, 4 кв. м. В ходе отбора проб установлено, что на открытой площадке для накопления отходов производства и потребления N 9 накапливаются в смеси: метализированный расплав ("Отходы затвердевшего расплава минерального материала при производстве минераловатного волокна" (код по ФККО 3 48 551 11 20 4)), щебень, отработанный песок, отходы минерального волокна, в том числе горелого минерального волокна. По результатам отобранных проб Аналитической лабораторией наименование организации дата представлен в Министерство (сопроводительное письмо от дата N 361) Протокол испытаний (измерений) от дата N ОГ/64-21, согласно которому вышеуказанный накапливаемый отход, представленный различными компонентами, имеет IV класс опасности; в состав отхода входят: расплав минерального материала (41, 2%), песок (31, 4%), щебень (24, 4%), минеральное волокно (1, 6%), горелое теплоизоляционное волокно (1, 4%).
Согласно ст. 1 Федерального закона от дата N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от дата N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
Согласно ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от дата N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от дата N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 216 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от дата N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил.
В соответствии с п. 220 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от дата N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам; поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
В нарушение указанных выше норм, установлено, что дата в время и дата в время наименование организации при осуществлении деятельности на объекте НВОС II категории, расположенном по адресу: адрес, мкрн. Железнодорожный, адрес, допущено накопление отхода IV класса опасности "Отходы затвердевшего расплава минерального материала при производстве минераловатного волокна" (код по ФККО 3 48 551 11 20 4) на открытой площадке N 9 и отхода V класса опасности "Отходы затвердевшего силикатного расплава при плавлении шихты в печи и его сливе из печи в производстве минеральных тепло- и звукоизоляционных материалов" (код по ФККО 3 48 551 12 20 5) на открытой площадке N 24 с нарушением требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Действия наименование организации квалифицированы верно по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения наименование организации административного правонарушения и его виновность подтверждены: протоколом об административном правонарушении, актом проверки, фототаблицей, карточкой предприятия с реквизитами, уставными документами наименование организации, свидетельством о постановке на государственный учет объекта НВОС, свидетельством об актуализации учетных сведений на объекте НВОС, лицензией наименование организации на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности, декларацией о воздействии на окружающую среду, программой производственного экологического контроля, местом накопления отходов наименование организации, паспортом на отход IV класса опасности "Отходы затвердевшего расплава минерального материала при производстве минераловатного волокна", протоколами исследований Испытательной лаборатории Восточного отдела наименование организации, сопроводительным письмом наименование организации, результатами лабораторных исследований по заявке с приложениями.
Данные доказательства составлены должностными лицами Министерства жилищно-коммунального хозяйства адрес в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем, материалы дела не содержат каких-либо доказательств, подтверждающих, что наименование организации приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований п. 220 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от дата N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", тогда как, исходя из представленных в дело доказательств, у данного Общества имелась возможность для соблюдения законодательства, укрыть брезентом поверхность отходов или оборудовать навес над отходами, накапливаемые насыпью на открытых площадках, однако указанное сделано не было, за что предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, что свидетельствует о наличии в действиях названного Общества вины.
Таким образом, наименование организации, будучи юридическим лицом, обязано осуществлять свою хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае Обществом сделано не было.
Довод жалобы о том, что отходы имеют твердую структуру, представляют собой многокилограммовые бесформенные слитки металла, образовавшиеся после слива печи, в которой плавиться природный камень для производства продукции и не опасны для окружающей среды, - не освобождает Общество от выполнения вышеуказанных требований закона, а игнорирование Обществом требований к содержанию территории, свидетельствует о доказанности вины в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Тот факт, что после выявления правонарушения, наименование организации накрыто брезентом поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытой площадке, не защищенной от воздействия атмосферных осадков и ветра, не освобождает Общество от административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что СанПиН 2.1.7.1322-03 с дата не действует, не может повлечь отмену постановлении и решения.
Согласно п. 3.7 постановление Главного государственного санитарного врача РФ от дата N 80 "О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03" (вместе с "СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ дата) при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Действительно, вышеуказанные нормы СанПиН 2.1.3684-21 утратили силу с дата в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от дата N 3. При этом в постановлении Главного государственного врача РФ от дата N 3 содержится аналогичная норма права, а именно, пункт 220 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от дата N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (вместе с "СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы... "), согласно которой при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам; поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
Довод жалобы о том, что у Министерства жилищно-коммунального хозяйства адрес нет полномочий проверять соответствие мест накопление отходов требованиям СанПиН 2.1.3684-21, отклоняю, поскольку Министерство действовало в рамках своих полномочий, руководствуясь Соглашением между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Правительством адрес о передаче Правительству адрес осуществления части своих полномочий в области охраны окружающей среды и в области обращения с отходами производства и потребления", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от дата N 1646-р, постановлением Правительства адрес от дата N 680/35 "О внесении изменений в Положение о Министерстве энергетики адрес и положением о Министерстве экологии и природопользования адрес.
Наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины Общества в совершении вмененного ему административного правонарушения, из материалов дела не усматривается.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях Общества объективной стороны состава вмененного административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов должностного лица и судьи, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, степени общественной опасности, является соразмерным содеянному, отвечающим принципам законности, справедливости и неотвратимости наказания.
Исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, признания правонарушения малозначительным, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, также не имеется.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности соблюден.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление N 355/005/ПЛ/01 заместителя начальника отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства жилищно-коммунального хозяйства адрес от дата и решение судьи Тверского районного суда адрес от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении наименование организации, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.