Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 11 ноября 2008 г. N Ф03-4482/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в районе им. Лазо Хабаровского края - гл. специалист - эксперт Смирнов И.Н. по доверенности от 01.08.2008 N 09-29/14, от ответчика: Собрания депутатов муниципального района им. Лазо Хабаровского края - представитель Власова Т.И. по доверенности от 27.06.2008 N 66; нач. отдела правовой и кадровой работы Нестеров В.А. по доверенности от 15.04.2008 N 25, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в районе им. Лазо Хабаровского края на решение от 08.05.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2008 по делу N А73-1866/2008-63 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в районе им. Лазо Хабаровского края к Собранию депутатов муниципального района им. Лазо Хабаровского края, третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю, о признании недействительным решения.
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2008 года.
Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в районе им. Лазо Хабаровского края обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения Собрания депутатов муниципального района им. Лазо от 27.11.2007 N 316 об отказе в передаче в федеральную собственность муниципального имущества - помещений 1 этажа в административном здании, расположенном по адресу: п. Переяславка, ул. Постышева, 15 район им. Лазо Хабаровский край.
Определением от 03.03.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю.
Решением от 08.05.2008, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2008, в удовлетворении требований ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в районе им. Лазо Хабаровского края о признании недействительным решения Собрания депутатов муниципального района им. Лазо Хабаровского края от 27.11.2007 N 316 отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и второй инстанций исходили из недопустимости одностороннего принятия решения о передаче муниципального имущества в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации, без получения волеизъявления органов местного самоуправления на такую передачу.
Не согласившись с принятыми по делу решением от 08.05.2008 и постановлением апелляционного суда от 16.07.2008, ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в районе им. Лазо Хабаровского края в своей кассационной жалобе просит их отменить, как принятые с неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт о признании недействительным решения Собрания депутатов муниципального района им. Лазо от 27.11.2007 N 316.
Представитель ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в районе им. Лазо Хабаровского края в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Собрание депутатов муниципального района им. Лазо Хабаровского края в судебном заседании кассационной инстанции через своих представителей выразило согласие с обжалуемыми судебными актами.
ТУ ФАУФИ по Хабаровскому краю, надлежаще извещенное о времени и месте слушания дела, явку своих представителей в суд не обеспечило.
Рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены в силу следующего.
Как видно из материалов дела, ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в районе им. Лазо Хабаровского края арендует нежилые помещения общей площадью 168,9 кв.м., расположенные на 1 этаже в административном здании по ул. Постышева, 15 в пос. Переяс лавка района им. Лазо Хабаровского края.
Указанные выше помещения принадлежат муниципальному образованию района им. Лазо Хабаровского края, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 19.12.2005.
08.11.2007 заявитель обратился к Председателю Собрания депутатов муниципального района с заявлением N 09-12546 о передаче арендованного помещения в федеральную собственность на том основании, что поскольку арендуемые учреждением помещения используются для пенсионного обслуживания населения муниципального района, поэтому их передача в федеральную собственность будет способствовать стабильной работе Фонда и сокращению расходов, непосредственно не связанных с решением социальных вопросов района.
Решением Собрания депутатов муниципального района им. Лазо от 27.11.2007 N 316 в передаче муниципального имущества в федеральную собственность отказано.
Не согласившись с указанным выше решением Собрания депутатов муниципального района им. Лазо N 316, ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в районе им. Лазо обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Конституционные гарантии местного самоуправления, являющиеся основой реализации народом своей власти через органы местного самоуправления закреплены в главе 8 Конституции Российской Федерации.
Исходя из положений статей 130 и 132 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Из материалов дела следует, что заявитель (ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в районе им. Лазо Хабаровского края) арендует 1 этаж административного здания, принадлежащего согласно свидетельству о государственной регистрации серии 27 АБ N 037643 району им. Лазо Хабаровского края, и закреплено в оперативное управление за Администрацией муниципального района в лице Управления образования Администрации муниципального района им. Лазо Хабаровского края.
Рассматривая настоящий спор, суды первой и второй инстанций не установили оснований, свидетельствующих о том, что нахождение спорного здания, расположенного в пос. Переяславка по ул. Постышева, 15, в муниципальной собственности не допускается. Более того, правомерность нахождения указанного выше недвижимого имущества в муниципальной собственности ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в районе им. Лазо не оспаривается и соответствует положениям Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, г. Москвы и Санкт -Петербурга и муниципальную собственность".
Пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации в случае: если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается; если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Вопрос о безвозмездной передаче имущества от одного публичного собственника к другому неоднократно являлся предметом рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации. Так в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П, Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2006 N 542-0 высшая судебная инстанция указала на необходимость волеизъявления органами местного самоуправления согласия на передачу имущества, находящегося в муниципальной собственности, и на необходимость согласованных действий соответствующих органов при безвозмездной передаче муниципальной собственности в федеральную либо собственность субъекта Российской Федерации, с целью сохранения имущественной самостоятельности названных публично-правовых образований.
Таким образом, в силу конституционных положений о правовом статусе органов местного самоуправления; принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу о порядке передачи муниципальной собственности в федеральную, либо в собственность субъекта Российской Федерации, а также с учетом положений действующего законодательства о разграничении государственной собственности, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в районе им. Лазо Хабаровского края.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 08.05.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2008 по делу N А73-1866/2008-63 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 ноября 2008 г. N Ф03-4482/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании