Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 13 ноября 2008 г. N Ф03-5016/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ООО "О" - Биниконский Л.Б., директор, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "О" на решение от 03.06.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2008 по делу N А51-4083/2008 25-135 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "О" к инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Владивостока о признании незаконным и отмене постановления.
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2008 года.
Общество с ограниченной ответственностью "О" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 04.04.2008 N 73 по делу об административном правонарушении, принятом инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Владивостока (далее - инспекция, налоговый орган).
Решением суда от 03.06.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что материалами дела установлено и доказано событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить в связи с допущенными нарушениями норм материального права.
В судебном заседании представитель общества, поддерживая доводы жалобы, указал на то обстоятельство, что отсутствие документов, подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Российской Федерации образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, а не частью 3 этой статьи. В связи с неправильной квалификацией налоговый орган превысил свои полномочия, так как в его компетенцию не входит рассмотрение дел по допущенным правонарушениям, ответственность за которые установлена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Налоговый орган отзыв на кассационную жалобу не представил, своих представителей для участия в судебном заседании не направил, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя общества, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела, на основании поручения N 532 инспекцией совместно с сотрудниками РОВД по Советскому району г. Владивостока проведена проверка по вопросам соблюдения законодательства в сфере оборота и реализации алкогольной продукции в магазине "Перевал", принадлежащем обществу и расположенном по адресу: г. Владивосток, ул. Мусоргского, д. 46.
Результаты проверки отражены в акте N 73 от 20.03.2008, из содержания которого следует, что на 6 наименований алкогольной продукции отсутствуют товаросопроводительные документы сертификаты соответствия.
25.03.2008 в отсутствие представителя общества, извещенного о времени и месте составления протокола, налоговым органом составлен протокол N 73 об административном правонарушении в отношении общества. С учетом того, что на спорную алкогольную продукцию, указанную в акте проверки, обществом 25.03.2008 в налоговый орган представлен полный пакет документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции, допущенное обществом правонарушение квалифицировано налоговым органом по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
04.04.2008 инспекцией вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 73, которым общество привлечено к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное пунктом 3 статьи 14.16 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 30000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд, который на основании всестороннего и полного исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и правомерно признал доказанной вину общества в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" запрещается нарушение установленных Законом Правил розничной продажи алкогольной продукции.
Порядок осуществления розничной торговли спорной продукцией регламентирован Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, в силу пункта 12 которых при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
В соответствии с пунктом 139 указанных Правил на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортная накладная; копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение иных Правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Факт нахождения в торговой точке на момент проверки на реализации алкогольной продукции 6 наименований без соответствующих документов, подтверждающих легальность их производства и оборота, установлен арбитражным судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается обществом.
Необходимые документы были представлены в налоговый орган 25.03.2008, то есть спустя 5 дней после проведения проверки.
Довод заявителя жалобы о том, что допущенное обществом правонарушение следовало квалифицировать по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ, является ошибочным.
Квалификация административного правонарушения по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ может иметь место в случае отсутствия документов, свидетельствующих о легальности алкогольной продукции, находящейся на реализации, либо их непредставление суду, органу, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении.
В рассматриваемом случае сопроводительные документы на алкогольную продукцию были представлены в налоговый орган, следовательно, довод общества о наличии в его действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАЛ РФ, противоречит нормам материального права.
Непредставление документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции по требованию проверяющих образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ. Непредставление контролирующему органу во время проведения проверки данных документов при наличии их и последующем представлении при рассмотрении материалов административного дела является квалифицирующим признаком, отличающим правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, от состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 этой же статьи.
Исходя из вышеизложенного налоговый орган правильно квалифицировал допущенное обществом правонарушение по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, так как представление необходимых документов лишь на момент составления протокола об административном правонарушении подтверждает нарушение обществом пункта 12 Правил продажи отдельных видов товаров, в связи с чем у арбитражного суда отсутствовали правовые основания для признания оспариваемого постановления незаконным и отмены.
Так как все обстоятельства дела правильно установлены судом, обоснованно применены к возникшим правоотношениям сторон нормы материального права, регулирующие данный спор, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в ней, и отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 03.06.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2008 по делу N А51-4083/2008 25-135 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 ноября 2008 г. N Ф03-5016/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании