Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 1 декабря 2008 г. N Ф03-5344/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Пуховского муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства на решение от 19.05.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2008 по делу N А51-8898/2007 24-328 Арбитражного суда Приморского края, по иску Пуховского муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства к Администрации Анучинского муниципального района третьи лица: ФГУ "Комбинат "Арктика", ОАО "АМТСП" об оспаривании распоряжений и взыскании 8924792 руб. 32 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2008 года.
Конкурсный управляющий Пуховского муниципального предприятия жилищно - коммунального хозяйства (далее - Пуховское МП ЖКХ) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительными 14-ти распоряжений главы Анучинского муниципального района Приморского края по зачислению в бюджет района в период с 17.02.2003 по 28.04.2005 суммы 8924792 руб. 32 коп. и взыскании указанной суммы как убытков с администрации Анучинского муниципального района (далее - Администрация).
Определением суда от 19.11.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФГУ "Комбинат "Арктика", ОАО "АМТСП".
В порядке статьи 49 АПК РФ конкурсный управляющий заявил об оспаривании распоряжений главы Анучинского муниципального района в части, имеющей отношение к Пуховскому МП ЖКХ, и уменьшил сумму убытков до 3097736 руб.
Решением суда от 19.05.2008 оспариваемые распоряжения признаны недействительными в части, имеющей отношение к Пуховскому МП ЖКХ, во взыскании убытков отказано из-за отсутствия между сторонами обязательственных правоотношений, недоказанности причинно-следственной связи. При этом судом сделан вывод о предположительном характере искового требования.
Частичное удовлетворение заявления суд мотивировал целевым назначением средств субъекта РФ, право на распоряжение которым без согласия их получателя - Пуховского МП ЖКХ у Администрации отсутствовало.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2008 решение изменено: заявление о признании оспариваемых распоряжений недействительными отклонено, так как Администрация является участником взаимозачетов, проведенных администрацией Приморского края между поставщиками топлива, тепло-электроэнергии и муниципальными образованиями.
Пуховское МП ЖКХ заявило кассационную жалобу на решение и постановление, мотивированную тем, что в распоряжениях указаны причитающиеся ему суммы и с 2006 года зачисления в бюджет муниципального образования прекращены, так как дотации предоставляются непосредственно получателям бюджетных средств.
В отзыве на кассационную жалобу доводы заявителя отклонены.
Жалоба рассмотрена по правилам статьи 156 АПК РФ в отсутствие сторон и третьих лиц, надлежаще уведомленных о времени и месте судебного разбирательства.
При проверке законности обжалуемых судебных актов с учетом доводов заявителя Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа установлено, что предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены постановления суда апелляционной инстанции отсутствуют в связи со следующим.
Конкурсный управляющий заявил о признании недействительными в части, нарушающей имущественные интересы Пуховского МП ЖКХ, распоряжений Администрации NN 20-р от 29.01.2003, 21-р от 29.01.2003, 45-р от 17.02.2003, 79-р от 26.03.2003, 263-р от 26.09.2003, 326-р от 26.11.2003, 27-р от 30.01.2004, 70-р от 27.02.2004, 117-р от 30.03.2004, 195-р от 15.05.2004, 324-р от 29.09.2004, 358/1-р от 01.11.2004, 394-р от 30.11.2003, 396-р от 30.11.2004, 32-р от 08.02.2005, 55-р от 28.02.2005, 59-р от 01.03.2005, 113-р от 31.03.2005, 143-р от 28.04.2005, 172-р от 31.05.2005, 411-р от 30.11.2005, в соответствии с которым произведены взаимозачеты с Департаментом ЖКХ администрации Приморского края.
Судом первой инстанции установлено, что данные распоряжения изданы на основании распоряжений губернатора Приморского края NN 27-р от 27.02.2003, 22-р от 01.01.2003, 41-р от 05.02.2003, 125-р от 18.03.2003, 477-р от 16.09.2003, 569-р от 13.11.2003, 38-р от 28.01.2004, 92-р от 24.02.2004, 152-р от 24.03.2004, 264-р от 21.05.2004, 518-р от 21.09.2003, 587-р от 27.10.2004, 643-р от 26.11.2004, 638-р от 24.11.2004, 13-р от 21.01.2005, 49-р от 07.02.2005, 97-р от 25.02.2005, 156-р от 31.03.2003, 143-р от 25.04.2005, 262-р от 31.05.2005, 628-р от 24.11.2004.
Исследовав основания заявления конкурсного управляющего, суд установил, что в соответствии со статьей 235 Бюджетного кодекса РФ (действовавшей в период издания Администрацией распоряжений), постановлением губернатора Приморского края от 21.05.2003 N 164 утвержден Порядок проведения зачетов денежных средств (далее - Порядок зачетов).
Согласно пунктам 5, 7 указанного Порядка зачетов решение о проведении зачетов принимается в одностороннем порядке Департаментом финансов администрации Приморского края, который рассматривает заявления об их проведении от участников денежных зачетов: муниципальных образований Приморского края, краевых государственных унитарных предприятий, юридических лиц, имеющих задолженность перед краевым бюджетом по бюджетным кредитам, ссудам, краевых бюджетных учреждений, иных получателей средств краевого бюджета и участников бюджетного процесса.
Учитывая, что часть средств краевого бюджета, поступившая в казну муниципального образования, зачтена Администрацией в счет погашения долга Пуховского МП ЖКХ перед бюджетом за поставленное топливо без согласия данного предприятия, судом первой инстанции сделан вывод о нарушении его прав.
Судом апелляционной инстанции данный вывод признан ошибочным, поскольку установлено, что в 2003-2005 годах администрацией Приморского края производилась централизованная закупка топлива (угля), тепло-электроэнергии для нужд жилищно-коммунального хозяйства Приморского края, получателем которых являлись муниципальные образования края. При этом расчеты с поставщиками угля, тепло- и электроэнергии осуществлялись администрацией края за счет местных бюджетов, которым предоставлялись необходимые финансовые средства из федерального и краевого бюджетов.
Распоряжения администрации Приморского края, на основании которых муниципальным образованием Анучинского района произведены зачеты за полученные энергоресурсы, в установленном законом порядке не признаны незаконными.
На основании изложенного судом апелляционной инстанции сделан вывод о том, что оспариваемые распоряжения не затрагивают законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах судом кассационной инстанции отклоняются доводы заявителя о том, что в распоряжениях Администрации о зачете он числится получателем денежных средств в сумме 3097736 руб., так как данные доводы противоречат фактическим обстоятельствам дела и требованиям норм Бюджетного кодекса РФ о правах бюджетополучателя в связи с отсутствием в материалах дела доказательств выделения ему лимитов бюджетного финансирования (статья 163 Бюджетного кодекса, действовавшая в период издания оспариваемых ненормативных актов).
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2008 по делу N А51-8898/2007 24-328 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Пуховского МП ЖКХ в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 декабря 2008 г. N Ф03-5344/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании