Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 января 2009 г. N Ф03-6117/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области на решение от 25.08.2008 на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2008 по делу N А04-4695/2008-5/244 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению Индивидуального предпринимателя Шеремета С.Н. к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 15 января 2009 года.
Индивидуальный предприниматель Шеремет С.Н. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением (с учетом уточненных требований) о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области (далее административный орган, управление) от 03.07.2008 N 10-08/81, которым предприниматель привлечен к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Амурской области от 25.08.2008, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2008, заявленные требования удовлетворены в полном объеме со ссылкой на отсутствие правовых оснований для привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, постановлением апелляционного суда, управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали. Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области заявило о согласии на рассмотрение кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установил.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, индивидуальным предпринимателем Шереметом С.Н. заключен экспортный контракт от 20.09.2007 N HLSF-532 с Суйфэньхэйской Торгово-экономической компанией с ограниченной ответственностью "И Лида" на поставку лесоматериалов на условиях DAF Гродеково на сумму 500000 долларов США и осуществлена поставка товара. 01.10.2007 в "Азиатско-Тихоокеанский Банк" оформлен паспорт сделки N 07100001/1810/0000/1/0.
Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области по представленным Благовещенской таможней материалам дела об административном правонарушении, 03.07.2008 вынесено постановление N 10-08/81 о признании предпринимателя Шеремета С.Н. виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и наложении административного штрафа в размере 4100 руб.
Основанием для привлечения к административной ответственности явилось, по мнению административного органа, нарушение предпринимателем порядка представления справки подтверждающих документов, а именно в представленной справке о подтверждающих документах в "Азиатско-Тихоокеанский Банк" 06.03.2008, в графе 1 указана дата выпуска товара вместо даты фактического вывоза товара с таможенной территории РФ.
Не согласившись с постановлением административного органа, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования предпринимателя, исходил из принципа недопустимости привлечения к административной ответственности дважды за один и тот же факт противоправного деяния.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводом суда о том, что совершение одного или нескольких предусмотренных в части 5 статьи 4.1 КоАП РФ противоправных действий образует состав одного оконченного правонарушения в рамках одной валютной операции, в качестве самостоятельного основания для признания незаконным постановления административного органа, указал на то, что в период совершения валютной операции справка о подтверждающих документах не являлась формой учета и отчетности по валютным операциям, поэтому ее представление предпринимателем в уполномоченный банк с нарушением порядка ее представления не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
При этом суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с требованиями статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 названного Закона, в том числе подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, указания услуг).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 названного выше Закона, Банк России устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам, как агентам валютного контроля, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций. Указанный порядок установлен Банком России Инструкцией N 117-И и Положением N 258-П.
К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Закона о валютном регулировании, отнесена справка о валютной операции (пункт 10 части 4 статьи 23), которая абзацем вторым пункта 1.2 Инструкции N 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции. К документам указанного вида также относятся справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации.
Закон о валютном регулировании различает институты "учет и отчетность по валютным операциям" и "документы и информация, связанные с проведением валютных операций".
Согласно части 4 статьи 5 Закона о валютном регулировании, единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления также устанавливаются Банком России.
Административная ответственность по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Арбитражный суд, признавая незаконным оспариваемое постановление управления от 03.07.2008 N 10-08/81 о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, правомерно исходил из того, что справка о подтверждающих документах в период совершения валютной операции не была отнесена нормами действующего законодательства к категории документов, являющихся формами учета и отчетности.
Формы учета по валютным операциям для резидентов установлены указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" (далее - Указание), которым к формам учета отнесена справка о подтверждающих документах.
Таким образом, до введения в действие Указания (до 27.01.2008) упомянутая справка и подтверждающие документы не являлись формами учета и отчетности по валютным операциям, осуществляемым резидентами.
Несоблюдение порядка и сроков представления в уполномоченный банк справок и иных документов, которые не утверждены Центральным банком Российской Федерации в качестве форм учета и отчетности по валютным операциям, допущенное в период до 27.01.2008, не образует объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Таким образом, суд правильно применил нормы материального права и удовлетворил заявленные предпринимателем требования о признании оспариваемого постановления территориального управления о назначении административного наказания незаконным и отмене, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 25.08.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2008 по делу N А04-4695/2008-5/244 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражный суд, признавая незаконным оспариваемое постановление управления от 03.07.2008 N 10-08/81 о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, правомерно исходил из того, что справка о подтверждающих документах в период совершения валютной операции не была отнесена нормами действующего законодательства к категории документов, являющихся формами учета и отчетности.
Формы учета по валютным операциям для резидентов установлены указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" (далее - Указание), которым к формам учета отнесена справка о подтверждающих документах.
Таким образом, до введения в действие Указания (до 27.01.2008) упомянутая справка и подтверждающие документы не являлись формами учета и отчетности по валютным операциям, осуществляемым резидентами.
Несоблюдение порядка и сроков представления в уполномоченный банк справок и иных документов, которые не утверждены Центральным банком Российской Федерации в качестве форм учета и отчетности по валютным операциям, допущенное в период до 27.01.2008, не образует объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 января 2009 г. N Ф03-6117/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании