Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 января 2009 г. N Ф03-5969/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ОАО "Х" - Агафонова Т.А., представитель по доверенности от 14.01.2009 N 1 от МИФНС России N 6 по Хабаровскому краю - Симоненко Л.С., госналогинспектор по доверенности от 30.12.2008 N 04-12/31464, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю на решение от 27.10.2008 по делу N А73-10455/2008-50 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Открытого акционерного общества "Х" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю о признании недействительными требований от 30.08.2008 NN 18792; 18793; 18794 об уплате налогов, пени, штрафа и обязании списать задолженность.
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 19 января 2009 года.
Открытое акционерное общество "Х" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом уточнения, о признании недействительными требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю (далее - инспекция; налоговый орган) от 30.08.2008 NN 18792; 18793; 18794 об уплате сбора на нужды образовательных учреждений в сумме 755,80 руб., пени за несвоевременную уплату налогов и сборов в общей сумме 625079,74 руб., штрафов в размере 45967,13 руб. и обязании списать указанную задолженность с карточки лицевого счета общества.
Решением суда от 27.10.2008 заявление ОАО "Х" удовлетворено в полном объеме. Суд признал недействительными оспариваемые требования ввиду их несоответствия положениям статей 69, 46, 47 и 70 Налогового кодекса РФ и обязал инспекцию списать спорную задолженность.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением суда в части возложения на налоговый орган обязанности по списанию задолженности, указанной в оспариваемых требованиях, инспекция подала кассационную жалобу, поддержанную ее представителем в судебном заседании кассационной инстанции, в которой просит данный судебный акт в обжалуемой части отменить, как принятый с неправильным применением норм материального права, в частности статьи 59 Налогового кодекса РФ. Заявитель жалобы, ссылаясь на Постановления Правительства РФ от 12.02.2001 N 100; главы Администрации Хабаровского края от 27.04.2001 N 162 и Мэра города Хабаровска от 10.08.2001 N 925, которыми утвержден порядок признания безнадежной к взысканию и списания недоимки и задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам по федеральным, региональным и местным налогам и сборам, а также на сложившуюся судебную практику - Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.05.2005 N 16504/04, полагает, что суд по своей инициативе не вправе списывать долги налогоплательщика.
ОАО "Х" в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании кассационной инстанции доводы инспекции отклоняют и просят решение суда в обжалуемой части оставить без изменения как законное и обоснованное.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ применение судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает необходимым решение в обжалуемой части отменить исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, инспекцией выставлены в адрес ОАО "Х" требования от 30.08.2008 NN 18792; 18793; 18794 об уплате сбора на нужды образовательных учреждений в сумме 755,80 руб., пени за несвоевременную уплату налогов и сборов в общей сумме 625079,74 руб., штрафов в размере 45967,13 руб. Данные суммы задолженности были переданы Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Еврейской автономной области после ликвидации филиала общества - "Порт Приамурский" (распоряжение от 31.10.2001 N 450).
Не согласившись с перечисленными выше требованиями, ОАО "Х" обратилось с заявлением в арбитражный суд, а также просило обязать списать указанную задолженность с карточки лицевого счета общества.
Признавая оспариваемые требования недействительными, суд исходил из того, что данные требования составлены с нарушением положений статьи 69 Налогового кодекса РФ, поскольку в них не содержится сведений об основаниях возникновения недоимки и налоговых санкций; налоговых периодах; размере недоимки, на которую были начислены пени; ставке и размере пеней. Суд также пришел к выводу и о пропуске налоговым органом срока, предусмотренного статьями 46, 47 и 70 Налогового кодекса РФ, для направления требований о взыскании налогов, пеней и штрафов, с чем согласилась инспекция.
Кроме того, судом удовлетворено заявление общества в части возложения на инспекцию обязанности по списанию указанных выше сумм задолженности по сбору на нужды образовательных учреждений, пеням и налоговым санкциям. При этом суд сослался на положения части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, согласно которой суд в резолютивной части указывает на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Однако судом не учтено то, что порядок списания задолженности по налогам и сборам, а также пеням урегулирован статьей 59 Налогового кодекса РФ, согласно которой недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном: по федеральным налогам и сборам Правительством Российской Федерации; по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Эти же правила применяются при списании безнадежной задолженности по пеням.
Налоговые органы осуществляют права, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, и несут обязанности, предусмотренные названным Кодексом и иными федеральными законами (пункт 2 статьи 31 и пункт 2 статьи 32 Кодекса). Должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции (статья 33 Кодекса).
Учитывая, что порядок списания задолженности по налогам и пеням определяется Правительством Российской Федерации, а также исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, то суд по своей инициативе не вправе списывать долги налогоплательщика, нереальные к взысканию. При этом наличие в документах внутриведомственного учета, а именно: в карточке лицевого счета налогоплательщика, сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика, поскольку не устанавливает каких-либо обязанностей по их уплате, не является основанием для взыскания платежей, то есть не влечет за собой негативных последствий для налогоплательщика.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.05.2005 N 16507/04.
Действия (бездействие) налогового органа, а также ненормативные акты налогового органа, связанные с использованием сведений, содержащихся в лицевых счетах налогоплательщика по конкретным налогам, которые налогоплательщик считает недостоверными, могут быть оспорены им в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, решение суда в силу пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ в части возложения на инспекцию обязанности по списанию задолженности по сбору на нужды образовательных учреждений в размере 755,80 руб., пени в общей сумме 625079,74 руб., штрафам в общей сумме 45967,13 руб. подлежит отмене.
Судебные расходы за рассмотрение кассационной жалобы по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ следует отнести на ОАО "Х".
Руководствуясь статьями 284, 286-289, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 27.10.2008 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-10455/2008-50 в обжалуемой части - о возложении на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю обязанности по списанию задолженности по сбору на нужды образовательных учреждений в размере 755,80 руб., пени в общей сумме 625079,74 руб., штрафам в общей сумме 45967,13 руб. отменить и в удовлетворении заявления ОАО "Х" в данной части отказать.
Взыскать с ОАО "Х" в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю 1000 руб., составляющие расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Налоговые органы осуществляют права, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, и несут обязанности, предусмотренные названным Кодексом и иными федеральными законами (пункт 2 статьи 31 и пункт 2 статьи 32 Кодекса). Должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции (статья 33 Кодекса).
Учитывая, что порядок списания задолженности по налогам и пеням определяется Правительством Российской Федерации, а также исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, то суд по своей инициативе не вправе списывать долги налогоплательщика, нереальные к взысканию. При этом наличие в документах внутриведомственного учета, а именно: в карточке лицевого счета налогоплательщика, сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика, поскольку не устанавливает каких-либо обязанностей по их уплате, не является основанием для взыскания платежей, то есть не влечет за собой негативных последствий для налогоплательщика.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.05.2005 N 16507/04."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 января 2009 г. N Ф03-5969/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании