Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 13 февраля 2009 г. N Ф03-201/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ООО "Североторг" - Полозов А.Г., представитель по доверенности от 24.03.2008 N 1; от Отдела судебных приставов по Индустриальному району г. Хабаровска Исаенко Д.Е., представитель по доверенности от 14.01.2009 N 138; от заинтересованных лиц: Финансового департамента Администрации г. Хабаровска - Кондратьева А.Г., представитель по доверенности от 11.01.2009 N 04-02/13, Малашкин Д.Л. представитель по доверенности от 11.01.2009 N 04-02/15, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Североторг" на решение от 09.10.2008 по делу N А73-9204/2008 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Североторг" к Отделу судебных приставов по Индустриальному району г. Хабаровска, заинтересованные лица: Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю, Финансовый департамент Администрации г. Хабаровска, Территориальное агентство по управлению федеральным имуществом, о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя.
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2009 года.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв.
Общество с ограниченной ответственностью "Североторг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Индустриальному району г. Хабаровска (далее - отдел судебных приставов), выразившегося в уклонении от отмены постановления от 25.09.2007 о взыскании исполнительского сбора и постановления от 28.07.2008 об обращении взыскания на денежные средства и об обязании судебного пристава отменить постановление от 25.09.2007 о взыскании исполнительского сбора и постановление от 28.07.2008 об обращении взыскания на денежные средства и отозвать его срасчетного счета общества.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю, Финансовый департамент Администрации г.Хабаровска, Территориальное агентство по управлению федеральным имуществом.
Решением суда от 09.10.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано, поскольку бездействие судебного пристава-исполнителя, выразившееся в отказе отменить постановление о взыскании исполнительского сбора и постановление об обращении взыскания на денежные средства, не нарушает положения Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в судебном заседании, взыскание исполнительского сбора в максимально возможном размере 7% неправомерно, поскольку исполнительное производство прекращено в связи со списанием задолженности общества на основании Постановления Правительства Хабаровского края от 18.12.2007 N 240-пр "О реструктуризации и списании задолженности муниципальных образований и юридических лиц перед краевым бюджетом".
Представители отдела судебных приставов и Финансового департамента Администрации г. Хабаровска в заседании суда кассационной инстанции отклонили доводы, изложенные в кассационной жалобе, просили принятое по делу судебное решение оставить без изменения, считая его законными и обоснованными.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, однако явку своих представителей для участия в судебном заседании не обеспечили, отзывы на кассационную жалобу не представили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании исполнительного листа, выданного Арбитражным судом Хабаровского края, судебным приставом-исполнителем постановлением от 30.08.2007 возбуждено исполнительное производство N 4/46582/187/53/2007 о взыскании с общества в пользу Финансового департамента Администрации г. Хабаровска задолженности в сумме 1417752 руб., и должнику предложено в пятидневный срок добровольно исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе.
В связи с неисполнением обществом исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем 25.09.2007 вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 7% от взыскиваемой по исполнительному листу суммы, что составило 99242 руб. 64 коп.
Постановлением от 31.01.2008 исполнительное производство окончено, так как исполнительный лист был отозван взыскателем в связи с вынесением Правительством Хабаровского края постановления N 240-пр от 18.12.2007 "О реструктуризации и списании задолженности муниципальных образований и юридических лиц перед краевым бюджетом".
11.03.2008 судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство N 4/23200/395/53/2008 о взыскании исполнительского сбора, в рамках которого вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника.
Общество 08.08.2008 обратилось в отдел судебных приставов с заявлением об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора от 25.09.2007 и постановления об обращении взыскания на денежные средства должника от 28.07.2008 и с требованием отозвать постановление от 28.07.2008.
Письмом от 14.08.2008 N 03-05/101088 отдел судебных приставов сообщил, что отменить указанные постановления не представляется возможным, поскольку исполнительные действия совершены в соответствии с действующим законодательством.
Не согласившись с бездействием отдела судебных приставов, выразившемся в уклонении от отмены названных постановлений, общество оспорило его в судебном порядке и просило обязать судебного пристава-исполнителя их отменить.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", действовавшего в момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П указано, что такого рода взыскание является санкцией (мерой административной ответственности) за неисполнение исполнительного документа, выдаваемого судами и другими уполномоченными органами.
В связи с неисполнением обществом исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель 25.09.2007 вынес постановление о взыскании с общества исполнительского сбора в размере 7% от подлежащей взысканию суммы.
Поскольку совершение сторонами исполнительного производства действий по отзыву исполнительного документа за пределами срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения требований исполнительного листа, не освобождает должника от уплаты исполнительского сбора, арбитражный суд правомерно счел, что реструктуризация подлежащей взысканию задолженности не является основанием для освобождения общества от уплаты исполнительского сбора.
Кроме того, общество обратилось в отдел судебных приставов с заявлением об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора от 25.09.2007 и постановления об обращении взыскания на денежные средства от 28.07.2008 в период действия Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", который не наделяет судебного пристава-исполнителя правом отменять принятые постановления и снижать размер взысканного исполнительского сбора.
В силу пункта 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Однако общество не лишено права обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве.
В этой связи арбитражный суд пришел к правильному выводу об отсутствии у судебного пристава правовых оснований для отмены названных постановлений, в связи с чем отдел судебных приставов обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявления.
Согласно статье 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимыми условиями для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из того, что заявителем не доказано несоответствие бездействия судебного пристава-исполнителя, выразившегося в уклонении от отмены постановления, законодательству, а соответственно не доказано нарушение прав общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы заявителя жалобы подлежат отклонению судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку они не опровергают выводы суда и фактически направлены на установление иных обстоятельств дела и их оценку.
Учитывая, что арбитражный суд правильно установил фактические обстоятельства по делу, дал им надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обосновал свои выводы нормами действующего законодательства, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемого судебного решения и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 09.10.2008 по делу N А73-9204/2008 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку совершение сторонами исполнительного производства действий по отзыву исполнительного документа за пределами срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения требований исполнительного листа, не освобождает должника от уплаты исполнительского сбора, арбитражный суд правомерно счел, что реструктуризация подлежащей взысканию задолженности не является основанием для освобождения общества от уплаты исполнительского сбора.
Кроме того, общество обратилось в отдел судебных приставов с заявлением об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора от 25.09.2007 и постановления об обращении взыскания на денежные средства от 28.07.2008 в период действия Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", который не наделяет судебного пристава-исполнителя правом отменять принятые постановления и снижать размер взысканного исполнительского сбора.
В силу пункта 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Однако общество не лишено права обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 февраля 2009 г. N Ф03-201/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании