Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 марта 2009 г. N Ф03-796/2009(извлечение) по делу N А73-9339/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Трофимовой О.Н.
Судей: Голикова В.М., Панченко И.С.
при участии
от заявителя: департамента муниципальной собственности администрации г.Хабаровска - Каун О.А., представитель по доверенности N 14125/02-08 от 22.12.2008
от управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю - представитель не явился
от третьего лица: ООО "ВиНиКаДа" - Сукноваленко А.В, представитель по доверенности б/н от 18.12.2008, Чепур В.В., директор (приказ N 0105 лс от 05.01.2008)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
департамента муниципальной собственности г.Хабаровска
на решение от 17.10.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2008
по делу N NА73-9339/2008
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Шапошникова В.А., в суде апелляционной инстанции судьи: Карасев В.Ф., Меркулова Н.В., Пескова Т.Д.
По заявлению департамента муниципальной собственности администрации г.Хабаровска
к управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "ВиНиКаДа"
о признании недействительными предписания N 20 и решения N 33 от 31.07.2008
Департамент муниципальной собственности администрации г. Хабаровска (далее - департамент муниципальной собственности) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлениями о признании недействительными решения управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - УФАС по Хабаровскому краю) N 33 и предписания N 20 от 31.07.2008, которые определением суда от 21.08.2008 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер А73-9339/2008-63.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ВиНиКиДа" (далее - ООО "ВиНиКаДа").
Решением суда от 17.10.2008, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что в действиях департамента муниципальной собственности имеются признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон о защите конкуренции), в связи с чем оспариваемые решение и предписание УФАС по Хабаровскому краю, которыми последнему предписано совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: отменить предписание о демонтаже вывески, а также о ее восстановлении, признаны обоснованными.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе департамента муниципальной собственности, поддержанной его представителем в судебном заседании, который считает их подлежащими отмене по следующим основаниям. Заявитель жалобы полагает, что в данном случае неприменим Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-Ф3 "О рекламе", поскольку обществу в соответствии с Федеральным законом от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе", утратившим силу с 01.07.2006, было выдано разрешение на распространение наружной рекламы на территории г. Хабаровска со сроком действия с 25.09.2005 по 25.09.2010 и заключен договор о технических условиях распространения средств наружной рекламы на территории г. Хабаровска, а не договор на размещение рекламной конструкции, как ошибочно указано в решении суда, кроме того, размещенная конструкция является вывеской и не может быть отнесена к рекламе.
Другим доводом жалобы является отсутствие у ООО "ВиНиКаДа" согласования на размещение вывески с собственниками спорного жилого дома по ул. Серышева, 42, долю в котором имеет муниципальное образование "Городской округ "Город Хабаровск" на основании распоряжения территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю от 14.11.2007 N 1704.
Также, по мнению заявителя жалобы, вывеска, размещенная на здании, включенном в реестр муниципальной собственности, не содержит предусмотренной статьей 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" обязательной информации, следовательно, такая вывеска не обязательна к размещению, в связи с чем ООО "ВиНиКаДа" было предложено пересогласовать дальнейшее размещение вывески и заключить договор на право размещения рекламы, вывесок и другой визуальной информации на имуществе г. Хабаровска с собственником здания, то есть муниципальным образованием "Городской округ "Город Хабаровск" либо произвести ее демонтаж. Так как указанные требования не были выполнены, работниками департамента муниципального имущества произведен демонтаж принадлежащей ООО "ВиНиКаДа" вывески, как полагает департамент муниципального имущества, в рамках предоставленных ему полномочий по осуществлению управления и распоряжения муниципальным имуществом.
УФАС по Хабаровскому краю надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения жалобы, однако участие своего представителя в судебном заседании не обеспечило, вместе с тем в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит жалобу оставить без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения как законные и обоснованные.
ООО "ВиНиКаДа" в отзыве на жалобу и его представители в судебном заседании с изложенными в ней доводами также не согласились, считая жалобу несостоятельной и подлежащей отклонению, а принятые судебные акты - оставлению без изменения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзывов на нее, выслушав мнение представителей департамента муниципальной собственности и ООО "ВиНиКаДа", проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, между ООО "ВиНиКаДа" и департаментом муниципальной собственности был заключен договор о технических условиях распространения средств наружной рекламы на территории г. Хабаровска от 25.11.2005 N 4652 на рекламную конструкцию "Офицерский клуб "9 граммов" по адресу г. Хабаровск, ул. Серышева, 42, а также выдано разрешение на распространение наружной рекламы на территории г. Хабаровска N 4652 со сроком действия с 25.09.2005 по 25.09.2010.
На основании распоряжения N1704 от 14.11.2007 о безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за государственным учреждением "Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть" в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск" дома по ул. Серышева, 42, департамент муниципальной собственности предложил ООО "ВиНиКаДа" письмом от 18.02.2008 N 1780/12-09 заключить договор на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на имуществе г. Хабаровска либо в течение 10 дней демонтировать рекламную конструкцию.
ООО "ВиНиКаДа" обратилось в УФАС по Хабаровскому краю за разъяснением, является ли данная вывеска рекламной конструкцией, которое письмом от 13.03.2008 N 01/5-967 пояснило, что информация, указанная на вывеске, используется в качестве коммерческого обозначения одного из структурных подразделений многопрофильного предприятия - ООО "ВиНиКаДа", является указателем, не содержащем сведения рекламного характера, следовательно, на такую информацию не распространяются требования рекламного законодательства.
Письмом от 15.04.2008 N 4007/12-09 департамент муниципальной собственности уведомил ООО "ВиНиКаДа" о том, что полученное им разрешение на распространение наружной рекламы на территории г. Хабаровска от 25.09.2005 N 4652 аннулируется с 15.04.2008 и вторично предложил пересогласовать размещение данной вывески с собственником имущества и заключить договор на право размещения визуальной информации на имуществе г. Хабаровска, указав, что в противном случае размещаемая вывеска будет демонтирована, как не имеющая согласования с собственником имущества, на котором размещается вывеска.
12.05.2008 письмом N 5071/12-09 департамент муниципальной собственности направил в адрес ООО "ВиНиКаДа" предписание, которым общество уведомлено о том, что 16.05.2008 вывеска, незаконно размещающаяся на имуществе городского округа "Город Хабаровск" по адресу: ул. Серышева, 42 будет демонтирована в принудительном порядке.
16.05.2008 вывеска "Офицерский клуб "9 граммов", размещенная на жилом доме по названному выше адресу, была демонтирована департаментом муниципальной собственности.
В УФАС по Хабаровскому краю поступило обращение ООО "ВиНиКаДа" на действия департамента муниципальной собственности по необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом.
Решением УФАС по Хабаровскому краю от 31.07.2008 N 33 действия департамента муниципальной собственности, выразившиеся в выдаче предписания от 12.05.2008 N 5071/12-09 и осуществлении действий по демонтажу вывески "Офицерский клуб "9 граммов" признаны необоснованными и нарушающими часть 1 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции.
В адрес департамента муниципальной собственности 31.07.2008 также выдано предписание N 20, в соответствии с которым последний должен совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, с этой целью в срок до 18.08.2008 отменить предписание о демонтаже вывески от 12.02.2008 N 5071/12-09, а также совершить действия по восстановлению вывески "Офицерский клуб "9 граммов".
Департамент муниципальной собственности не согласился с принятым решением и выданным предписанием УФАС по Хабаровскому краю и оспорил их в арбитражный суд, который, отказывая в удовлетворении заявленных им требований, правомерно исходил из следующего.
Судом установлено, что спорные правоотношения, возникли в ноябре 2005 года и регулировались, соответственно, действовавшим в тот период времени Федеральным законом от 18.07.1995 N 108-Ф3 "О рекламе". Применительно к данному Закону вывеска "Офицерский клуб "9 граммов", размещенная ООО "ВиНиКаДа" на жилом доме по адресу: ул. Серышева, 42, как правильно указал суд первой инстанции, соответствовала требованиям, предъявляемым данным Законом к рекламной конструкции, что подтверждено паспортом рекламного места, и, кроме того, у ООО "ВиНиКаДа" имелось разрешение и договор с департаментом муниципальной собственности на распространение наружной рекламы, что также соответствовало положениями статьи 14 названного Закона.
С 01.07.2006 Федеральный закон от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 13.03.2006 N 38-Ф3 "О рекламе".
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-Ф3 "О рекламе" настоящий Федеральный закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера, то есть применительно к новому закону о рекламе спорная вывеска не является рекламной конструкцией.
Однако статьей 16 Федерального закона от 16.10.2006 N 160-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О рекламе" установлено, что в соответствии с пунктом 15.1 части 1 статьи 15 и пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) разрешение на распространение наружной рекламы, выданное органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа до 1 июля 2006 года, признается разрешением на установку рекламной конструкции, а решение о его аннулировании или признании его недействительным может быть принято по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-Ф3 "О рекламе".
Перечень оснований для принятия органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа решения об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции определен пунктом 18 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-Ф3 "О рекламе" и является исчерпывающим.
Материалами дела установлено, что выданное ООО "ВиНиКаДа" 25.09.2005 разрешение на распространение наружной рекламы на территории г. Хабаровска N 4652 аннулировано согласно принятому департаментом муниципальной собственности решению от 15.04.2008 N 4007/12-09 в связи с невыполнением обществом требования о пересогласовании размещения вывески с собственником имущества и заключении с ним договора на право размещения визуальной информации на имуществе г. Хабаровска. Такое основание, как правильно указали суды обеих инстанций, пунктом 18 статьи 19 названного Закона не предусмотрено, следовательно, обоснованным является их вывод о том, что решение департамента муниципальной собственности от 15.04.2008, а также выданное во исполнение данного решения предписание от 12.05.2008 N 5071/12-09 как и сами действия по демонтажу рекламной конструкции являются незаконными.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Поскольку факт нарушения департаментом муниципальной собственности положений названного Закона установлен, принятое в отношении него У ФАС по Хабаровскому краю решение N 33 и выданное на его основании предписание N 20 от 31.07.2008 об отмене акта, нарушающего антимонопольное законодательство, а также о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, правомерно признаны судами обеих инстанций обоснованными.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили правильную, объективную оценку и фактически сводятся к иной, чем у суда оценке доказательств по делу, поэтому в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации они не учитываются судом кассационной инстанции при проверке законности принятых судебных актов.
В связи с изложенным у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 17.10.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2008 по делу А73-9339/2008 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Трофимова О.Н. |
Судьи |
Голиков В.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Материалами дела установлено, что выданное ООО "ВиНиКаДа" 25.09.2005 разрешение на распространение наружной рекламы на территории г. Хабаровска N 4652 аннулировано согласно принятому департаментом муниципальной собственности решению от 15.04.2008 N 4007/12-09 в связи с невыполнением обществом требования о пересогласовании размещения вывески с собственником имущества и заключении с ним договора на право размещения визуальной информации на имуществе г. Хабаровска. Такое основание, как правильно указали суды обеих инстанций, пунктом 18 статьи 19 названного Закона не предусмотрено, следовательно, обоснованным является их вывод о том, что решение департамента муниципальной собственности от 15.04.2008, а также выданное во исполнение данного решения предписание от 12.05.2008 N 5071/12-09 как и сами действия по демонтажу рекламной конструкции являются незаконными.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 марта 2009 г. N Ф03-796/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
17.03.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-796/2009