Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 16 марта 2009 г. N Ф03-804/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя - ООО "Э": Павлов М.Ю., представитель по доверенности б/н от 11.03.2009; Моцный И.В., представитель по доверенности б/н от 10.03.2009; от ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края: Карпачева А.П., представитель по доверенности N 04-34/28 от 09.01.2008; Серга Д.Г., представитель по доверенности N 05 от 16.01.2009, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края на решение от 29.12.2008 по делу N А73-13265/2008 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Э" к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении.
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2009 года.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв.
Общество с ограниченной ответственностью "Э" (далее - ООО "Э", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края (далее - инспекция, административный орган) N 04/16-63/267 от 28.10.2008, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30000 руб.
Решением суда от 29.12.2008 заявленные требования удовлетворены со ссылкой на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит решение суда отменить как принятое с неправильным применением норм материального права. По мнению заявителя жалобы, требования, установленные Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ), для контрольно-кассовой техники распространяются и на программно-технические комплексы (платежные терминалы), а их нарушение влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 14.5 КоАП РФ. Кроме того, использование терминалов, в составе которых отсутствует фискальный регистратор, следует рассматривать как осуществление денежных расчетов без применения ККТ.
Общество в отзыве на кассационную жалобу возражает против доводов, изложенных в ней, просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей общества и инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 13.10.2008 административным органом проведена проверка деятельности ООО "Э" по вопросу соблюдения Федерального закона N 54-ФЗ.
В ходе проведенной проверки установлено, что в магазине, расположенном по адресу г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Комсомольская, 72, принадлежащем ООО "Э", продавец-кассир приняла оплату в размере 100 руб. за услуги сотовой связи "Билайн", при этом денежный расчет осуществила без применения контрольно-кассовой техники. При расчетах с клиентами был использован платежный терминал "Штрих-MobilePay", который не является контрольно-кассовой машиной и не имеет функцию приема наличных денежных средств от клиентов.
По результатам проверки составлен акт от 13.10.2008 N 002783 и в присутствии представителя общества протокол N 16-63/267 об административном правонарушении.
28.10.2008 начальником инспекции вынесено постановление N 04/16-63/267 о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 руб.
Общество, не согласившись с постановлением инспекции, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные требования общества, пришел к выводу о том, что использованный ООО "Э" платежный терминал не отвечает понятию контрольно-кассовой техники, в связи с чем общество не может быть привлечено к административной ответственности за ее неприменение.
В силу статьи 14.5 КоАП РФ административная ответственность наступает за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
Согласно статье 1 Федерального закона N 54-ФЗ под контрольно-кассовой техникой понимаются контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы.
В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" в случае использования организацией или индивидуальным предпринимателем вместо контрольно-кассовых машин иных указанных в Федеральном законе N 54-ФЗ видов контрольно-кассовой техники названные лица не могут быть привлечены к ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.
Кроме того, операции по приему денежных средств через терминалы не подпадают под виды деятельности, образующие объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ.
Как установлено судом, расчеты производились через платежный терминал "Штрих-MobilePay", который не является контрольно-кассовой машиной, а относится к программно-техническому устройству. Данный платежный терминал предназначен для приема платежей по оплате услуг различных провайдеров, а технические характеристики данного терминала не позволяют оснастить его блоком фискальной памяти.
Таким образом, суд сделал обоснованный вывод о том, что инспекция неправомерно привлекла общество к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП, РФ ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 29.12.2008 по делу N А73-13265/2008 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" в случае использования организацией или индивидуальным предпринимателем вместо контрольно-кассовых машин иных указанных в Федеральном законе N 54-ФЗ видов контрольно-кассовой техники названные лица не могут быть привлечены к ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.
Кроме того, операции по приему денежных средств через терминалы не подпадают под виды деятельности, образующие объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ.
Как установлено судом, расчеты производились через платежный терминал "Штрих-MobilePay", который не является контрольно-кассовой машиной, а относится к программно-техническому устройству. Данный платежный терминал предназначен для приема платежей по оплате услуг различных провайдеров, а технические характеристики данного терминала не позволяют оснастить его блоком фискальной памяти.
Таким образом, суд сделал обоснованный вывод о том, что инспекция неправомерно привлекла общество к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП, РФ ввиду отсутствия состава административного правонарушения."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 марта 2009 г. N Ф03-804/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании