Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 апреля 2009 г. N Ф03-1143/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока - Гаращенко О.С, представитель по доверенности от 20.02.2009 N 10-12/4408, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока на решение от 01.10.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2008 по делу N А51-6836/2007 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Администрации г. Владивостока к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока о признании недействительным решения от 22.05.2007.
Резолютивная часть постановления объявлена 1 апреля 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 3 апреля 2009 года.
Администрация г. Владивостока (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока (далее - инспекция, налоговый орган) от 22.05.2007, которым администрация привлечена к ответственности по пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания штрафа в сумме 1000 руб.
Решением суда от 26.11.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.02.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на то, что администрация г. Владивостока в нарушение пункта 12 статьи 396 НК РФ не представила в налоговый орган до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 396 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, в связи с чем администрация правомерно привлечена инспекцией к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16.06.2008 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
При новом рассмотрении дела суд решением от 01.10.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2008, заявленные требования удовлетворил, решение налогового органа признал недействительным. Судебные акты мотивированы тем, что администрацией совершено налоговое правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ, при этом нарушение инспекцией существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов налогового контроля явилось основанием для отмены решения налогового органа.
Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе инспекции, которая просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В частности, заявитель жалобы ссылается на то, что непредставление администрацией в установленный законом срок сведений о земельных участках образует состав налогового правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ, при этом налоговым органом представлены доказательства, подтверждающие факт совершения администрацией указанного правонарушения.
Кассационная жалоба инспекции поддержана ее представителем в судебном заседании.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу ее доводы отклонила, просила оставить судебные акты без изменения.
Администрация извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако участие своего представителя в судебном заседании не обеспечила.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителя налогового органа, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, администрация г. Владивостока решением инспекции от 22.05.2007 привлечена к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ, которая устанавливает ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса.
По данному делу администрации вменено неисполнение обязанности по представлению в налоговый орган сведений о земельных участках и их правообладателях.
Указанная обязанность установлена пунктом 12 статьи 396 НК РФ, в соответствии с которой органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Указанные сведения предоставляются, в частности, органами муниципальных образований по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга), на территории которого введен налог.
На территории Владивостокского городского округа земельный налог введен с 1 января 2006 года решением Думы города Владивостока от 28.10.2005 N 108 "О земельном налоге в городе Владивостоке".
Приказом Минфина РФ от 23.03.2006 N 47н утверждена форма "Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования", которая заполняется органами муниципальных образований на основании актов о выделении (предоставлении) земельного участка на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения юридическому лицу или физическому лицу (пункт 1.1, первый абзац раздела III Рекомендаций по заполнению указанной формы).
Арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что администрация в нарушение пункта 12 статьи 396 НК РФ не представила налоговому органу сведения обо всех земельных участках, расположенных на территории муниципального образования, кроме тех, которые не являются объектом налогообложения в соответствии с пунктом 2 статьи 389 НК РФ, независимо от факта выделения или предоставления в собственность данных земельных участков физическим или юридическим лицам, что является налоговым правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ.
При этом обе судебные инстанции пришли к правомерному выводу о нарушении инспекцией существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов налогового контроля, что явилось основанием для признания решения инспекции несоответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации на основании нижеследующего.
В соответствии с пунктами 1-7 статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение. Об отказе лица, совершившего налоговое правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.
В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению санкций за налоговое правонарушение.
Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки.
Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.
Администрацией 16.04.2007 (входящий N 6098 Д) получено уведомление инспекции от 16.04.2007 N 04-19/10486 о необходимости прибыть в налоговый орган для подписания акта проверки и получения его копии. Поскольку представитель администрации в налоговый орган не явился, то последний направил акт в администрацию почтой, о чем свидетельствует письмо от 02.05.2007 N04-19/12494.
По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение.
Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
Рассмотрение акта было назначено на 16.05.2007, о чем инспекцией в адрес администрации направлено уведомление N 04-19/13505 от 08.05.2007, которое получено администрацией 14.05.2007.
Решение по результатам рассмотрения указанных выше материалов принято налоговым органом 22.05.2007, что не противоречит положениям пункта 6 статьи 101.4 НК РФ, в соответствии с которыми на рассмотрение акта руководителю (заместителю руководителя) налогового органа отводится 10 дней.
Из названной нормы права не следует, что упомянутое решение должно быть вынесено в день рассмотрения материалов акта (по настоящему делу - 16.05.2007) или в присутствии налогоплательщика.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции считает ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о том, что вынесение налоговым органом оспариваемого решения 22, а не 16 мая 2007 года является нарушением порядка принятия решения о привлечении к налоговой ответственности, установленного статьей 101.4 НК РФ и влекущего признание решения недействительным, однако указанный вывод не привел к принятию неправильного судебного акта по существу заявленных требований.
В пункте 30 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 указано, что при оценке судом соблюдения налоговым органом требований к содержанию решения о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренных пунктом 3 статьи 101 НК РФ, необходимо иметь в виду, что в таком решении непременно должен быть обозначен его предмет, то есть суть и признаки налогового правонарушения, вменяемого налогоплательщику, со ссылкой на соответствующую статью главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как обоснованно установлено арбитражным судом, в акте и решении налогового органа отсутствуют обстоятельства совершенного правонарушения, документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также не указан период, за который администрацией не представлены сведения о земельных участках, в связи с чем решение налогового органа правомерно признано судом недействительным.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов обеих инстанций и не подтверждают неправильного применения судами правовых норм. Переоценка выводов, касающихся обстоятельств дела, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, установленные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены законно принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 01.10.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2008 по делу N А51-6836/2007 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с абз.1 п.9 ст. 101.4 НК РФ в решении о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, в т.ч., излагаются обстоятельства допущенного правонарушения.
По мнению налогового органа, администрация муниципального образования правомерно привлечена к налоговой ответственности по п.1 ст. 129.1 НК РФ, поскольку не представила в инспекцию сведения о земельных участках, признаваемых объектом обложения земельным налогом.
Суд сделал вывод о существенном нарушении инспекцией процессуального порядка оформления решения о привлечении к налоговой ответственности.
Суд установил, что администрация в нарушение п.12 ст. 396 НК РФ не представила в налоговый орган до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, сведения о земельных участках, признаваемых объектом обложения земельным налогом, в связи с чем была обоснованно привлечена инспекцией к налоговой ответственности по п.1 ст. 129.1 НК РФ.
Суд отметил, что в решении налогового органа не указан период, за который администрацией не представлены сведения о земельных участках.
В п.30 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 указано, что в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности непременно должен быть обозначен его предмет, то есть суть и признаки налогового правонарушения, вменяемого налогоплательщику, со ссылкой на соответствующую статью главы 16 НК РФ.
В связи с изложенными обстоятельствами решение налогового органа признано судом недействительным.
Суд поддержал позицию администрации, жалобу инспекции оставил без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 апреля 2009 г. N Ф03-1143/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании