Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 1 апреля 2009 г. N Ф03-1024/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Т" - Белозерский С.А. - представитель, доверенность от 11.03.2009, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Приморскому краю - Оглинда О.И., главный госналогинспектор, доверенность N 12-06/2806 от 03.04.2008, Кружилина О.Г., ведущий специалист-эксперт юридического отдела, доверенность N 12/08746-1 от 12.08.2008, Семенова В.В., начальник отдела выездных проверок, доверенность N 12/11462 от 24.10.2008, Душенковская И.Н., специалист-эксперт юридического отдела, доверенность N 12/03847 от 24.04.2008, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Приморскому краю на решение от 23.09.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2008 по делу N А51-1009/2008 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Т" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Приморскому краю о признании недействительным решения от 26.12.2007 N 05/10914.
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 1 апреля 2009 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Т" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением (с учетом уточненных требований) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Приморскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) от 26.12.2007 N 05/10914.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 23.09.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2008, заявление общества удовлетворено, обжалуемое решение налогового органа признано недействительным как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ).
Не согласившись с решением суда, постановлением апелляционного суда, инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить. Заявитель жалобы не согласен с выводом суда о том, что налоговым органом допущены нарушения статей 100, 101 НК РФ, предусматривающих требования к порядку оформления и рассмотрения материалов налоговых проверок. Кроме того, заявитель жалобы со ссылкой на пункт 30 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 5 от 28.02.2001) полагает, что нарушение должностным лицом налогового органа требований статьи 101 НК РФ не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным.
В судебном заседании представители налогового органа доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержали в полном объеме.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании, против доводов жалобы возражали, просили решение суда, постановление апелляционного суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав в судебном заседании пояснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установил.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами, инспекцией по налогам и сборам на основании решения N 1298 от 10.09.2007 проведена выездная налоговая проверка ООО "Т" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты, удержания, перечисления налога на прибыль, налога на имущество, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, валютного законодательства за период с 01.01.2006 по 31.12.2006, налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц за период с 01.05.2006 по 31.08.2007. По результатам проверки составлен акт от 05.12.2007 N 05/10122дсп и принято решение N 05/10914дсп от 26.12.2007 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в общей сумме 2127877 руб. Этим же решением налогоплательщику предложено уплатить доначисленные налоги в общей сумме 10639383 руб. и пени в общей сумме 1248637 руб.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, пришел к обоснованному выводу о том, что оно не соответствует НК РФ, при этом исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. Об отказе представителей организации подписать акт /делается соответствующая запись в акте. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это должно быть отражено в акте налоговой проверки.
Согласно пункту 5 статьи 100 НК РФ акт налоговой проверки вручается руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (их представителям) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или его представителями. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Рассмотрение материалов налоговой проверки в отсутствие лица, в отношении которого производилась налоговая проверка, или его представителя допускается пунктом 2 статьи 101 НК РФ, но при условии, что налогоплательщик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
В силу пункта 13 статьи 101 НК РФ копия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вручаются лицу, в отношении которого вынесено указанное решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения.
Согласно пункту 14 статьи 101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Судами установлено, что составленный по результатам проверки акт от 05.12.2007 N 05/10122дсп, уведомление о назначении рассмотрения материалов проверки от 05.12.2007 N 05/15432, решение о привлечении к ответственности от 26.12.2007 N 05/10914дсп директору общества не направлялись. Указанные документы были вручены главному бухгалтеру общества Кушнаревой Н.Ф.
На основании пункта 1 статьи 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 29 НК РФ).
Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем из имеющейся в материалах дела доверенности от 01.01.2004 N 01-04, выданной обществом Кушнаревой Н.Ф., усматривается, что данному лицу не представлялись полномочия на получение от налоговых органов акта проверки и уведомления, адресованных обществу как налогоплательщику. Кроме того, судом установлено, что срок действия доверенности на момент окончания проверки (02.11.2007) истек 01.01.2007. Иных доказательств, подтверждающих факт вручения акта проверки, уведомления, решения обществу, налоговым органом не представлено.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении налоговым органом требований к производству по делу о налоговом правонарушении, повлекшим за собой существенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.
Таким образом, поскольку судом установлен факт нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки (рассмотрение материалов проверки в отсутствие налогоплательщика и извещения его о времени и месте рассмотрения в установленном порядке) и такие нарушения признаны существенными, вывод суда о признании оспариваемого решения налогового органа недействительным является законным и обоснованным.
Ссылка заявителя жалобы на пункт 30 постановления Пленума ВАС РФ N 5 от 28.02.2001 судом кассационной инстанции отклоняется.
Как разъяснил Пленум ВАС РФ в пункте 30 указанного постановления, по смыслу пункта 6 статьи 101 Кодекса нарушение должностным лицом налогового органа требований данной статьи не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным.
Вместе с тем в нем также указано, что в данном случае суд оценивает характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом решения.
При рассмотрении дела суды правомерно исходили из положений статьи 101 НК РФ, которые в целях защиты прав налогоплательщика при проведении мероприятий налогового контроля содержат положения, обязательные для исполнения налоговым органом, и гарантирующие права хозяйствующего субъекта, подвергшегося налоговой проверке, принимать участие как в проведении самой проверки, так и в рассмотрении материалов налоговой проверки.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку.
На основании изложенного у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Приморскому краю при подаче кассационной жалобы уплачена госпошлина по платежному поручению N 21 от 22.01.2009 в сумме 1000 руб., которая подлежит возврату из бюджета на основании статьи 104 АПК РФ и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ).
Руководствуясь статьями 274, 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 23.09.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2008 по делу N А51-1009/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Приморскому краю государственную пошлину в сумме 1000 руб., уплаченную при подаче кассационной жалобы. Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.3 ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.
По мнению налогового органа, им не были нарушены нормы законодательства при производстве по делу о налоговом правонарушении.
Суд сделал вывод о существенном нарушении налоговым органом процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
Суд установил, что составленный по результатам налоговой проверки акт, уведомление о назначении рассмотрения материалов проверки, решение о привлечении к ответственности директору общества не направлялись, а были вручены главному бухгалтеру общества.
Суд указал, что из доверенности, выданной обществом главному бухгалтеру, усматривается, что данному лицу не представлялись полномочия на получение от налоговых органов акта проверки и уведомления, адресованных обществу как налогоплательщику. Кроме того, срок действия доверенности (01.01.2007) на момент окончания проверки (02.11.2007) истек. Иных доказательств, подтверждающих факт вручения акта проверки, уведомления, решения обществу, налоговым органом не представлено.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении налоговым органом требований к производству по делу о налоговом правонарушении, повлекшим за собой существенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.
Суд поддержал позицию общества, решение суда оставил без изменения, жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 апреля 2009 г. N Ф03-1024/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании