г.Владивосток |
Дело N А51-1009/2008 30-56 |
19 декабря 2008 г. |
05АП-2313/2008 |
Резолютивная часть постановления оглашена "11" декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" декабря 2008 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А.Солохиной,
судей О.Ю.Еремеева, З.Д.Бац,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Агапитовой О.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - Белозёрский С.А., представитель по доверенности б/н от 28.04.2008,
от ответчика - Бойченко И.В., представитель по доверенности N 08746-2 от 12.08.2008, Душенковская И.Н., представитель по доверенности N 12/03847 от 24.04.2008, Оглинда О.И., представитель по доверенности N 12/03912 от 25.04.2008,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Приморскому краю
на решение Арбитражного суда Приморского края от 23.09.2008 года
по делу N 51-1009/2008 30-56, принятое судьей Л.Л.Кузюра,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тихоокеанская рыбная компания"
к Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Приморскому краю
о признании незаконным решения N 05/10914 от 26.12.2007,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тихоокеанская рыбная компания" (далее по тексту - ООО "Тихоокеанская рыбная компания", общество) обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной ИФНС России N 1 по Приморскому краю (далее по тексту - налоговый орган, Инспекция) об уплате налогов, пеней и штрафов N 03/1300 от 16.01.2008.
На основании пункта 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции протокольным определением от 27.08.2008 принял изменение предмета заявленных требований, в соответствии с которым общество просит признать недействительным решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.12.2007 N 05/10914дсп.
Решением суда от 23.09.2008 требования общества удовлетворены. Удовлетворяя заявленные требования о признании указанного решения незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что привлекая заявителя к налоговой ответственности, налоговый орган нарушил процедуру принятия решения, не направил на юридический адрес общества акт выездной налоговой проверки, не уведомил налогоплательщика о дате и месте рассмотрения материалов проверки.
Не согласившись с вынесенным решением, Инспекция подала апелляционную жалобу, поддержанную ее представителями в суде апелляционной инстанции, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела. В обоснование доводов заявитель указывает, что им были предприняты все необходимые меры для вручения обществу акта проверки, извещения его о дате и времени рассмотрения материалов проверки. Налоговый орган полагает, что в рассматриваемом случае имеет место уклонение налогоплательщика от получения акта проверки и решения. Кроме того, считает, что главный бухгалтер общества Кушнарева Н.Ф. является законным представителем общества и вправе без доверенности представлять его интересы, поскольку в ходе выездной налоговой проверки по требованию Инспекции, ею были представлены документы, копии которых были заверены за ее подписью и гербовой печатью общества.
Возражая против доводов апелляционной жалобы, ООО "Тихоокеанская рыбная компания" в отзыве на апелляционную жалобу, поддержанном в судебном заседании, указала на необоснованность доводов жалобы, просит решение суда оставить без изменения, считая решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации правильность применения норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене не подлежит по следующим основаниям.
Общество с ограниченной ответственностью "Тихоокеанская рыбная компания" зарегистрировано в качестве юридического лица 04.06.2003г., о чем Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Приморскому краю внесена запись за ОГРН 1032500576877 (свидетельство государственной регистрации сер. 25 N 02227703 от 04.06.03г.).
Межрайонной ИФНС России N 1 по Приморскому краю было принято решение N 1298 от 10.09.2007 о назначении выездной налоговой проверки ООО "ТРК" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налога на прибыль, налога на имущество, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, валютного законодательства за период с 01.01.2006 по 31.12.2006; налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц за период с 01.05.2006 по 31.08.2007, которое вручено директору общества Гордиенко А.П.
Инспекция провела с 10.09.2007 по 02.11.2007 выездную налоговую проверку общества, по результатам которой составлен акт от 05.12.2007 N 05/10122 дсп. Акт вручен 05.12.2007 главному бухгалтеру общества Кушнаревой Н.Ф., о чем свидетельствует ее подпись. Также Кушнаревой Н.Ф. получено уведомление о назначении рассмотрения материалов проверки на 25.12.2007.
Рассмотрев материалы проверки, налоговый орган 26.12.2007 вынес решение N 05/10914 дсп о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафов в общей сумме 2.127.877 руб. Также предпринимателю предложено перечислить в бюджет доначисленные налоги в общей сумме 10.639 383 руб., пени в общей сумме 1.248.637 руб.
Копия решения была получена главным бухгалтером Кушнаревой Н.Ф. 26.12.2007г. (л.д. 38).
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования ООО "Тихоокеанская рыбная компания", правомерно исходил из следующего.
Статья 100 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки (п. 1); акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем) (п. 5); лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям; при этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п. 6).
Как предусматривает пункт 1 статьи 100.1 НК РФ, дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ.
Статьёй 101 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (п. 1).
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов (п. 2 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 12.07.2006 N 267-О "По жалобе открытого акционерного общества "Востоксибэлектросетьстрой" на нарушение конституционных прав и свобод положениями частей третьей и четвертой статьи 88, пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснил, что налоговый орган в соответствии с пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации и частью четвертой статьи 88 этого Кодекса должен заблаговременно известить налогоплательщика о дате и месте рассмотрения материалов выездной налоговой проверки.
В силу требований пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговым органом должны быть изложены обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности, размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Копия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вручаются лицу, в отношении которого вынесено указанное решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения (п. 13 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации).
Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. При этом, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться и иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения (п. 14 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является безусловным основанием к отмене решения налогового органа, а иные нарушения процедуры могут являться основаниями для отмены решения только при условии, что они привели или могли привести к принятию неправомерного решения.
По настоящему делу судом установлено, что в материалах дела отсутствуют и налоговым органом в нарушение пункта 1 статьи 65, пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства направления заявителю акта проверки от 05.12.2007, уведомления (извещения) о месте и времени рассмотрения материалов проверки и вынесения решения.
Таким образом, налоговым органом допущено нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, что является безусловным основанием к отмене Решения налогового органа N 05/10914 от 26.12.2007.
Пунктом 1 статьи 26 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 26 Налогового кодекса Российской Федерации полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации и иными федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 27 Налогового кодекса Российской Федерации законными представителями налогоплательщика - организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.
Как следует из имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 30.07.2008, законным представителем общества является генеральный директор Гордиенко Алексей Петрович.
Из пункта 1 статьи 29 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. При этом, в соответствии с пунктом 3 названной статьи уполномоченный представитель налогоплательщика - организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, акт проверки N 05/10122 от 05.12.2007, уведомление о рассмотрении материалов выездной налоговой проверки за исх.N 05/15432 от 05.12.2007 в отношении общества директору не вручались. Названный акт и уведомление были вручены Кушнаревой Н.Ф., которая являлась главным бухгалтером общества.
Доказательств того, что Кушнарева Н.Ф. являлась лицом, уполномоченным представлять общество на основании закона, учредительных документов или на основании доверенности, налоговым органом не представлены.
Из имеющейся в материалах дела доверенности от 01.01.2004 N 01-04, выданной обществом на имя Кушнаревой Н.Ф., усматривается, что данному лицу не представлялись полномочия на получение от налоговых органов акта проверки и уведомления, адресованных обществу как налогоплательщику. Кроме того, судом правильно установлено, что срок действия указанной доверенности на момент окончания проверки (02.11.2007) истек 01.01.2007.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что акт проверки, уведомление о рассмотрении материалов выездной налоговой проверки, решение налогового органа были вручены лицу, которое не являлось законным или уполномоченным представителем общества, является обоснованным. Доказательства того, что данные требования вручались обществу иным способом, суду не представлены.
В этой связи ссылка инспекции на п. 30 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" судебной коллегией признается неосновательной, поскольку по настоящему делу оценивается не характер нарушения налоговой инспекцией порядка вынесения и направления решения, а рассматривается вопрос о том, когда налогоплательщик узнал о нарушении своего права и данные положения статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации приведены без учета изменений, внесенных в данную статью Федеральным законом N 137-ФЗ.
Кроме того, при отклонении доводов инспекции судом апелляционной инстанции учтена правовая позиция, изложенная в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.02.2008 г. N 12566/07, в котором указано, что право лица на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки является основополагающим и его нарушение является основанием для отмены ненормативного акта налогового органа.
Ссылка заявителя жалобы на отклонение его ходатайства об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки в судебное заседание инспектора, проводившего проверку, из-за нахождения его в очередном отпуске, также не может служить основанием для отмены решения суда первой инстанции, так как мотивом отказа в удовлетворении ходатайства явилось отсутствие документов, подтверждающих вручение акта и решения налогового органа генеральному директору общества.
Довод заявителя о неправомерном отказе суда в вызове в качестве свидетеля главного бухгалтера Кушнаревой Н.Ф., непосредственно получившей акт и решение налогового органа, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Согласно статье 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые, согласно закону, должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Полномочия лица, представляющего интересы общества, на получение акта и решения налогового органа могут быть подтверждены только на основании закона (ст. 185 ГК РФ) или его учредительных документов. Следовательно, свидетельские показания не могут быть приняты судом в качестве доказательства, подтверждающего соблюдение налоговым органом процедуры привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В связи с этим коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 1 по Приморскому краю от 26.12.2007 N 05/10914 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
При таких обстоятельствах, коллегия считает вынесенное решение законным и обоснованным и не находит оснований к его отмене.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение от 23.09.2008 по делу N А51-1009/2008 30-56 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Т.А.Солохина |
Судьи |
З.Д.Бац |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-1009/2008
Истец: ООО "Тихоокеанская рыбная компания"
Ответчик: МИФНС РФ N 1 по Приморскому краю