Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 8 апреля 2009 г. N Ф03-1163/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 18.12.2008 по делу N А51-13980/2007 Арбитражного суда Приморского края, по иску краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" к администрации Кировского муниципального района Приморского края о взыскании 284268 руб. 62 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 07.04.2009. Полный текст постановления изготовлен 08.04.2009.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации Кировского муниципального района Приморского края о взыскании 1773590 руб. 41 коп., составляющих расходы от предоставления педагогическим работникам льгот по оплате коммунальных услуг в период с июля по декабрь 2004 года по договорам от 15.01.2004 NN 3, 4, 5, 6, 7, 9, заключенным истцом с рядом учреждений.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства Приморского края (далее - Минфин России), Департамент финансов Приморского края.
Определением суда от 27.03.2008 исковые требования разъединены.
В настоящем деле рассматривается требование о взыскании 284268 руб. 62 коп. расходов от предоставления льгот по оплате коммунальных услуг педагогическим работникам Кировской средней школы N 2 по договору от 15.01.2004 N 5, заключенному между истцом и администрацией п. Кировский (с учетом уточнения размера искового требования в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением от 22.07.2008 Минфин России, Департамент финансов Приморского края привлечены к участию в деле в качестве ответчиков.
Решением суда от 18.12.2008 иск удовлетворен в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Минфин России просит решение от 18.12.2008 отменить как принятое с неправильным применением статей 196, 199, 308 ГК РФ, пункта 5 статьи 55 ФЗ "Об образовании", подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, статьи 65 АПК РФ. В обоснование жалобы приводит доводы об отсутствии у Минфина России обязанности по возмещению возникших у истца убытков, поскольку он не является стороной договора, а у педагогических работников внешкольных учреждений - льгот по оплате коммунальных услуг, о недоказанности истцом размера понесенных убытков, неправомерном отнесении на Минфин России расходов государственной пошлине и истечении срока исковой давности по заявленному требованию.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебное заседание кассационной инстанции представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив законность решения от 18.12.2008, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для его отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не установил.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между КГУП "Примтеплоэнерго" (исполнитель) и администрацией п. Кировский (заказчик) заключен договор от 15.01.2004 N 5 на оказание услуг по отоплению и горячему водоснабжению работникам заказчика и возмещении истцу расходов по предоставлению льгот по оплате оказанных услуг.
В период с июля по декабрь 2004 года истец предоставил педагогическим работникам Кировской средней школы N 2, проживающим в сельской местности, льготы по оплате тепловой энергии.
Размер невозмещенных истцу расходов, связанных с предоставлением льгот, составил сумму 284268 руб. 62 коп.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъекта Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрена компенсация фактически понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затрат на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
В соответствии с пунктом 3 Правил Министерство финансов Российской Федерации предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами Российской Федерации отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные в пункте 2 Правил цели. Согласно пунктам 4 и 5 Правил субсидии перечисляются органами Федерального казначейства на балансовый счет субъекта РФ и расходуются органами власти субъектов РФ самостоятельно в соответствии с их бюджетным законодательством.
Как установлено судом, в 2004 году в доход бюджета Приморского края из федерального бюджета на реализацию льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, поступило 36699 тыс. руб.
Денежные средства в полном объеме распределены между муниципальными образованиями Приморского края.
Муниципальному образованию "Кировский муниципальный район" для предоставления льгот специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, перечислены средства в размере 2216 тыс. руб. Между тем указанные средства не покрыли в полном объеме расходы муниципального бюджета на возмещение организациям, предоставившим льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг работающим и проживающим в сельской местности специалистам.
Доказательств нецелевого использования субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием средств на компенсацию льгот Минфином России не представлено.
Постановлением Правительства от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
В соответствии со ст. 130, 133, 136 БК РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Российской Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Согласно статье 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями только с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств и согласно пункту 2 статьи 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.1995 N 154-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Оценив представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд установил факт неисполнения Российской Федерацией в лице Минфина России обязательств по передаче в бюджет субъекта РФ субсидий в полном объеме для реализации установленных федеральным законодательством льгот специалистам и правомерно удовлетворил исковые требования за счет казны Российской Федерации.
Взыскание с Минфина России расходов по госпошлине соответствует статье 110 АПК РФ, положениям НК РФ в редакции, действовавшей на момент рассмотрения спора, и пункту 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Довод Минфина России об отсутствии у него обязанности по компенсации спорных расходов в связи с тем, что он не является стороной договора от 15.01.2004 N 5, подлежит отклонению, так как указанная обязанность возникает у государственных органов в силу закона.
Доводы кассационной жалобы о недоказанности размера убытков опровергаются материалами дела, в том числе расчетом, счетами-фактурами и актом сверки расчетов по льготам за коммунальные услуги по состоянию на 01.01.2005, подписанным КГУП "Примтеплоэнерго" и администрацией п. Кировский, поэтому также отклоняются.
Ссылка заявителя на отсутствие у педагогических работников внешкольных учреждений льгот по оплате коммунальных услуг не может быть принята во внимание, поскольку спорные расходы возникли в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам школы.
Довод заявителя о пропуске истцом срока исковой давности по требованию о взыскании убытков за 2004 год неоснователен, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 200 ГК РФ с учетом положений статьи 12 БК РФ срок исковой давности на взыскание денежных средств, составляющих компенсацию затрат по предоставленным в 2004 году гражданам льготам, начал течь по окончании финансового года - с 01.01.2005 и истекал 01.01.2008, тогда как настоящий иск предъявлен в декабре 2007 года, то есть в пределах срока исковой давности.
Учитывая изложенное, решение от 18.12.2008 принято с правильным применением норм материального и процессуального права, поэтому оно не подлежит отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 18.12.2008 по делу N А51-13980/2007 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Взыскание с Минфина России расходов по госпошлине соответствует статье 110 АПК РФ, положениям НК РФ в редакции, действовавшей на момент рассмотрения спора, и пункту 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
...
Доводы кассационной жалобы о недоказанности размера убытков опровергаются материалами дела, в том числе расчетом, счетами-фактурами и актом сверки расчетов по льготам за коммунальные услуги по состоянию на 01.01.2005, подписанным КГУП "Примтеплоэнерго" и администрацией п. Кировский, поэтому также отклоняются.
...
Довод заявителя о пропуске истцом срока исковой давности по требованию о взыскании убытков за 2004 год неоснователен, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 200 ГК РФ с учетом положений статьи 12 БК РФ срок исковой давности на взыскание денежных средств, составляющих компенсацию затрат по предоставленным в 2004 году гражданам льготам, начал течь по окончании финансового года - с 01.01.2005 и истекал 01.01.2008, тогда как настоящий иск предъявлен в декабре 2007 года, то есть в пределах срока исковой давности."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 апреля 2009 г. N Ф03-1163/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании