Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 апреля 2009 г. N Ф03-1638/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчиков: от администрации городского округа Спасск-Дальний - Сапунов Е.В., главный специалист 1 разряда правового управления по доверенности N 2075 от 09.10.2008; от ГУ МЧС России по Приморскому краю - Галиева Н.В., главный специалист юридического отдела по доверенности N 113-13 от 14.01.2009, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу объединенного военного комиссариата г. Спасск-Дальний на решение от 31.07.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2009 по делу N А51-13005/2007 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Объединенного военного комиссариата г. Спасск-Дальний к администрации Спасского городского округа, муниципальному учреждению "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий городского округа Спасск-Дальний", Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю, Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю, Управлению по городскому округу Спасск-Дальний Главного управления МЧС России по Приморскому краю о признании незаконными распоряжения от 27.09.2007 N 546-р, действий администрации Спасского городского округа и об освобождении помещений.
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2009 г.
Объединенный военный комиссариат г. Спасска-Дальнего (далее - военный комиссариат) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к администрации Спасского городского округа (далее - администрация), муниципальному учреждению "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий городского округа Спасск-Дальний" (далее - учреждение), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю (далее - управление) о признании незаконными: действий администрации по удержанию половины помещений третьего этажа здания военного комиссариата; распоряжения управления от 27.09.2007 N 546-р, а также об обязании учреждения освободить занимаемые помещения.
Иск обоснован тем, что оспариваемое распоряжение управления и действия администрации по удержанию помещений, принадлежащих заявителю на праве оперативного управления, противоречат ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Указу Президента РФ от 01.09.2007 N 1132 "Об утверждении Положения о военных комиссариатах". Поэтому данное распоряжение управления и действия администрации должны быть признаны незаконными, а учреждение - выселено из указанных помещений.
До принятия судом решения заявитель уточнил требования и просил признать незаконным распоряжение управления от 27.09.2007 N 546-р, выселить учреждение, а также Управление по городскому округу Спасск-Дальний ГУ МЧС России по Приморскому краю из левой половины третьего этажа здания общей площадью 159,8 кв.м и из гаражного бокса N 4 общей площадью 25,2 кв.м, расположенных по адресу: г. Спасск-Дальний, ул. Надреченская, 15. Кроме того, в порядке статьи 49 АПК РФ заявитель отказался от требований к администрации.
К участию в деле в качестве ответчиков привлечены Управление по городскому округу Спасск-Дальний ГУ МЧС России по Приморскому краю и Главное управление МЧС России по Приморскому краю.
Решением от 31.07.2008 производство по делу в отношении требований к администрации прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ в связи с отказом заявителя от этой части требований и принятия отказа арбитражным судом. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2009 решение оставлено без изменения.
Судебные акты в части отказа в удовлетворении заявления мотивированы тем, что оспариваемые акты соответствуют пункту 2 статьи 296, статье 299 ГК РФ, приняты управлением в пределах его компетенции как органа, уполномоченного собственником принадлежащих заявителю объектов на распоряжение ими. Поэтому основания для признания незаконным распоряжения управления и соответственно для выселения учреждения и Управления по городскому округу Спасск-Дальний ГУ МЧС России по Приморскому краю из занимаемых помещений отсутствуют.
В кассационной жалобе военный комиссариат просит решение и постановление апелляционного суда отменить и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы приводит доводы о нарушении судами статей 209, 299, 301 ГК РФ, статей 65, 198 АПК РФ, нормативных правовых актов, касающихся распоряжения военным имуществом. Полагает, что суды неполно выяснили обстоятельства, касающиеся несения военным комиссариатом бремени содержания спорных помещений, и необходимости их использования для нужд заявителя. Указывает также, что правообладателем данного имущества является Министерство обороны РФ, в полномочия которого входит принятие решений по вопросам распоряжения этим имуществом. Суды не привели в судебных актах мотивы, по которым признали законным оспариваемое распоряжение управления, хотя в деле отсутствуют доказательства принадлежности военному комиссариату излишних площадей в здании. Суды необоснованно указали на отсутствие у заявителя заинтересованности в оспаривании распоряжения и не дали оценку всем представленным военным комиссариатом доказательствам.
ГУ МЧС России по Приморскому краю в отзыве на кассационную жалобу выражает несогласие с изложенными в ней доводами, считает решение и постановление апелляционного суда принятыми с правильным применением норм права и предлагает оставить их без изменения.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представители ГУ МЧС России по Приморскому краю и администрации выразили мнение об отсутствии оснований для отмены судебных актов.
Представители других участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в заседании суда участия не принимали.
Проверив законность решения и постановления апелляционного суда, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Арбитражные суды установили, что Постановлением Главы администрации г. Спасска-Дальнего от 28.07.1993 N 578 на баланс в оперативное управление Спасского Горвоенкомата передано здание, расположенное по ул. Надреченской, 15 в г. Спасске-Дальнем.
Впоследствии распоряжением управления от 15.08.2007 N 455-р вышеуказанное здание, а также гаражи, расположенные по ул. Надреченской, 15, закреплены за военным комиссариатом на праве оперативного управления как объекты федеральной собственности. Государственная регистрация права оперативного управления военного комиссариата на эти объекты произведена 04.05.2008.
27.09.2007 управление издало распоряжение об изъятии нежилых помещений третьего этажа указанного здания общей площадью 159,8 кв.м и гаражного бокса N 4 общей площадью 25,2 кв.м из оперативного управления военного комиссариата как излишнего и неиспользуемого имущества. Этим же распоряжением изъятые объекты закреплены на праве оперативного управления за Главным управлением МЧС России по Приморскому краю.
Дав оценку данному распоряжению, суды пришли к выводу о том, что оно принято управлением в пределах его компетенции и соответствует статье 296 ГК РФ.
Между тем при рассмотрении спора суды не учли следующее.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно пунктам 1, 2 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти и органом управления Вооруженными Силами РФ.
В силу подпункта 71 пункта 7 названного Положения Министерство обороны РФ осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами РФ, к которым относятся военные комиссариаты как территориальные органы управления Министерства обороны РФ (пункт 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 01.09.2007 N 1132).
Из положений указанных норм права следует, что правом на распоряжение закрепленным за Вооруженными силами РФ федеральным имуществом, в том числе путем его изъятия из оперативного управления по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 296 ГК РФ, наделено Министерство обороны РФ.
Однако суды не приняли во внимание это обстоятельство при рассмотрении вопроса о наличии у управления компетенции распоряжаться спорными объектами, закрепленными за военным комиссариатом.
Между тем от результатов выяснения обстоятельств, касающихся полномочий управления на изъятие у военного комиссариата помещений в здании по ул. Надреченская, 15 и гаражного бокса, зависит правильность вывода судов о законности распоряжения управления от 27.09.2007 N 546-р с точки зрения пункта 2 статьи 296 ГК РФ.
При таких обстоятельствах решение и постановление апелляционного суда подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ как принятые по неполно установленным обстоятельствам, имеющими существенное значение для правильного разрешения спора.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует проверить компетенцию управления на распоряжение закрепленным за военным комиссариатом имуществом, являющимся предметом изъятия по распоряжению от 27.09.2007, при необходимости решить вопрос о привлечении к участию в деле Министерства обороны РФ. В зависимости от установленного суду следует дать оценку названному распоряжению и проверить доводы истца о неправомерности нахождения учреждения и Управления городского округа Спасск-Дальний ГУ МЧС России по Приморскому краю в изъятых помещениях.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 31.07.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2009 по делу N А51-13005/2007 Арбитражного суда Приморского края отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу подпункта 71 пункта 7 названного Положения Министерство обороны РФ осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами РФ, к которым относятся военные комиссариаты как территориальные органы управления Министерства обороны РФ (пункт 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 01.09.2007 N 1132).
Из положений указанных норм права следует, что правом на распоряжение закрепленным за Вооруженными силами РФ федеральным имуществом, в том числе путем его изъятия из оперативного управления по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 296 ГК РФ, наделено Министерство обороны РФ.
Однако суды не приняли во внимание это обстоятельство при рассмотрении вопроса о наличии у управления компетенции распоряжаться спорными объектами, закрепленными за военным комиссариатом.
Между тем от результатов выяснения обстоятельств, касающихся полномочий управления на изъятие у военного комиссариата помещений в здании по ул. Надреченская, 15 и гаражного бокса, зависит правильность вывода судов о законности распоряжения управления от 27.09.2007 N 546-р с точки зрения пункта 2 статьи 296 ГК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 апреля 2009 г. N Ф03-1638/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании