Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 4 мая 2009 г. N Ф03-1355/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Мильковского муниципального унитарного промыслового предприятия "Озерное" - Рябинин Д.А., представитель, доверенность от 26.04.2009 N 4, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Мильковского муниципального унитарного промыслового предприятия "Озерное" на решение от 1.11.2008 на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2009 по делу N А24-4915/2008 Арбитражного суда Камчатского края, по заявлению Мильковского муниципального унитарного промыслового предприятия "Озерное" к Агентству по охране и использованию животного мира в Камчатском крае Правительства Камчатского края о признании незаконным и отмене постановления от 25.09.2008 N 41/08-44 о назначении административного наказания.
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2009 г.
Мильковское муниципальное унитарное промысловое предприятие "Озерное" (далее - Мильковское МУПП "Озерное", заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Агентства по охране и использованию животного мира в Камчатском крае Правительства Камчатского края (далее - агентство, административный орган) от 25.09.2008 N 41/08-44 о назначении административного наказания, которым предприятие привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 01.11.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано по мотиву наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, Мильковское МУПП "Озерное" подало кассационную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в судебном заседании, судами необоснованно без учёта требований пункта 3.7 Положения о порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утверждённого приказом Минсельхоза России от 4.01.2001 N 3 (далее - Положение) и обстоятельств дела отклонены доводы предприятия об отсутствии в его действиях вменяемого ему правонарушения, о неправильной квалификации правонарушения и истечении срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьёй 4.5 КоАП РФ.
Агентство согласно представленному отзыву с доводами, изложенными в кассационной жалобе не согласно, считает обжалуемые решение и постановление законными и обоснованными.
Административный орган надлежащим образом извещён о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако явку своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечил.
Проверив в порядке и пределах требований статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) применение норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене с удовлетворением требований заявителя исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании приказа от 12.08.2008 N 26-пр агентством проведена проверка Мильковского муниципального унитарного промыслового предприятия "Озерное" о законности использования, правильности заполнения именных разовых лицензий на добычу объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, отчетных сведений о бланках именных разовых лицензий, своевременности подачи заявок на именные разовые лицензии на следующий охотничий сезон, своевременности и правильности проведения весеннего учета бурого медведя.
В ходе проверки установлено, что предприятие сдало использованную лицензию на добычу лося, заполненную с нарушением требований пунктов 3.5, 3.7 Положения, лицензию серии ОА N 0104414, выданную на отстрел лося сеголетки (лося возрастом до одного года), однако фактически закрытую на взрослого лося, что отражено в акте проверки от 23.09.2008.
По данному факту в отношении предприятия административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 23.09.2008 N 41/08-44 и 25.09.2008 вынесено постановление N 41/08-44 о назначении административного наказания по части 3 статьи 8.37 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 рублей. Кроме того предприятию предложено добровольно возместить причиненный ущерб в размере 5000 рублей, а также стоимость незаконно добытой продукции в размере 34000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Мильковское МУПП "Озерное" обратилось в арбитражный суд о признании его незаконным и отмене.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее по тексту - Федеральный закон N 52-ФЗ) объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии. Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром. Пользователь не вправе распоряжаться объектами животного мира, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Содержание прав на объекты животного мира определяется федеральным законом на основании общих положений гражданского законодательства.
В статье 1 Федерального закона N 52-ФЗ раскрыты понятия долгосрочной лицензии, под которой понимается специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира, а также именной разовой лицензии - специального разрешения на однократное использование определенных объектов животного мира с указанием места и срока его действия, а также количества допустимых к использованию объектов животного мира.
Согласно пункту 1.6.2 Положения лицензии выдаются, в том числе, юридическими лицами, на территории, акватории, предоставленные им решениями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления пользования охотничьими животными на основании долгосрочной лицензии.
В силу пункта 3.5 Положения выдача лицензий осуществляется с учетом пропускной способности территории, акватории, в пределах установленных норм, квот и лимитов изъятия охотничьих животных.
Пунктом 3.6 Положения установлено, что для добычи диких копытных животных и медведей выписывается одна лицензия на одно животное на сезон охоты с указанием места действия лицензии. Количество животных к добыче определяется исходя из установленных территориальных лимитов их добычи.
В соответствии с пунктом 3.10 Положения выданные юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям использованные и неиспользованные бланки лицензий на добычу охотничьих животных, перечисленных в пунктах 1.2 и 1.3, использованные лицензии на добычу охотничьих животных, перечисленных в пункте 1.4, корешки к лицензиям подлежат возврату в выдавшие их органы государственной власти в течение 1 месяца по окончании сезона охоты на соответствующие виды охотничьих животных.
Нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, согласно части 3 статьи 8.37 КоАП РФ, является административным правонарушением и влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.
Суды правомерно пришли к выводу о том, что при выдаче лицензии серии ОА N 0104414 охотнику Рожкову Мильковским МУПП "Озерное" допущено нарушение пункта 3.5 Положения, поскольку указанная лицензия выдана на отстрел лося сеголетка, а закрыта на взрослого лося. При этом о количестве выделенных квот добычи объектов животного мира предприятие знало на основании приказа Управления Россельхознадзора по Камчатскому краю от 13.08.2007 N 268пр "О распределении лимитов добычи диких копытных животных, бурого медведя, соболя, и выдры на территории Камчатского края в 2007 году".
В силу того, что деятельность по добыче объектов животного мира является основной деятельностью заявителя, последний должен был предпринять меры по установлению точного количества выделенных ему квот. Непринятие всех зависящих от предприятия мер по соблюдению указанного Положения влечёт в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ, в связи с чем выводы судов в данной части являются правильными.
Вместе с тем, в силу части 6 статьи 210 АПК РФ, проверка законности и обоснованности оспариваемого решения административного органа о привлечении к административной ответственности включает проверку соблюдения срока давности привлечения к административной ответственности.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
При рассмотрении дела суды пришли к выводу о том, что правонарушение, допущенное Мильковским МУПП "Озерное", является длящимся, поэтому в силу части 2 статьи 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности не истек, поскольку исчисляется с момента обнаружения правонарушения.
Между тем, допущенное предприятием правонарушение, выраженное в выдаче с нарушением установленного порядка именной разовой лицензии на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, не является длящимся и считается оконченным с момента выдачи лицензии серии ОА N 0104414, состоявшейся 01.09.2007. Следовательно, срок для привлечения заявителя к административной ответственности по части 3 статьи 8.37 КоАП РФ истёк 01.11.2007.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, постановление от 25.09.2008 N 41/08-44 о назначении административного наказания подлежит признанию незаконным и отмене полностью, обжалуемые решение и постановление -отмене.
Мильковским МУПП "Озерное" при подаче кассационной жалобы уплачена в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 1000 руб. (платежное поручение от 02.03.2009 N 1), которая подлежит возврату, так как в соответствии с частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ и, с учетом пункта 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", взимание государственной пошлины по данной категории дел, в том числе при подаче кассационной жалобы, не предусмотрено.
Руководствуясь статьями 274, 284-289, 104 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 01.11.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2009 по делу N А24-4915/2008 Арбитражного суда Камчатского края отменить.
Постановление Агентства по охране и использованию животного мира в Камчатском крае Правительства Камчатского края от 25.09.2008 N 41/08-44 о назначении административного наказания, вынесенное в отношении Мильковского муниципального унитарного промыслового предприятия "Озерное", расположенного по адресу: Камчатский край, с. Мильково, ул. Школьная, д. 3, оф.15, ОГРН 1024101216853, признать незаконным и полностью отменить.
Возвратить Мильковскому муниципальному унитарному промысловому предприятию "Озерное" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб., ошибочно уплаченную при подаче кассационной жалобы. Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
...
Мильковским МУПП "Озерное" при подаче кассационной жалобы уплачена в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 1000 руб. (платежное поручение от 02.03.2009 N 1), которая подлежит возврату, так как в соответствии с частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ и, с учетом пункта 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", взимание государственной пошлины по данной категории дел, в том числе при подаче кассационной жалобы, не предусмотрено.
...
Решение от 01.11.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2009 по делу N А24-4915/2008 Арбитражного суда Камчатского края отменить."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 мая 2009 г. N Ф03-1355/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании