Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 мая 2009 г. N Ф03-1952/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерствафинансов Российской Федерации в лице Управления Федеральногоказначейства по Приморскому краю на решение от 16.12.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2009 по делу N А51-9313/2008 Арбитражного суда Приморского края по иску краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" к муниципальному образовательному учреждению "Методическая служба обеспечения образовательных учреждений" Михайловского муниципального района, Департаменту финансов Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю, администрации Михайловского муниципального района Приморского края, Департаменту социальной защиты населения администрации Приморского края о взыскании 1247338 руб. 44 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2009 г.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к муниципальному образовательному учреждению "Методическая служба обеспечения образовательных учреждений" Михайловского муниципального района, Департаменту финансов Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю, администрации Михайловского муниципального района Приморского края, Департаменту социальной защиты населения администрации Приморского края о взыскании 1247338 руб. 44 коп. расходов, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате содержания, отопления и освещения жилых помещений в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" за период с 01.01.2005 по 31.12.2005.
Решением суда от 16.12.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.03.2009, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации со ссылкой на то, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан не выделялись. В иске к остальным ответчикам отказано.
Законность судебного акта проверяется в суде кассационной инстанции по жалобе Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Приморскому краю.
По мнению заявителя жалобы, компенсация расходов на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, должна осуществляться за счет средств областного бюджета, в связи с чем у суда отсутствовали основания для взыскания убытков с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации.
Также оспаривает решение суда в части взыскания с него государственной пошлины.
Стороны надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, постановлением главы муниципального образования "Михайловский район" от 30.11.2002 N 848 КГУП "Примтеплоэнерго" переданы функции по предоставлению коммунальных услуг населению Михайловского района.
Вступившими в законную силу решениями Михайловского районного суда Приморского края удовлетворены исковые требования педагогических работников Михайловского муниципального района к КГУП "Примтеплоэнерго" об обязании произвести перерасчет сумм, начисленных за отопление в период с 01.01.2005 по 31.01.2005 с учетом льгот, предусмотренных ФЗ "Об образовании". В результате исполнения указанных судебных решений у КГУП "Примтеплоэнерго" убытки в сумме 1247338 руб. 44 коп.
В связи с невозмещением истцу государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов расходов по предоставлению данных льгот КГУП "Примтеплоэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с п. 5 ст. 55 ФЗ "Об образовании" пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилищную площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
При этом в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 06.05.2003 N 52-ФЗ (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливается законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг согласно ФЗ "Об образовании".
В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
При рассмотрении спора арбитражный суд правомерно с учетом действующего в спорный период законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ по предмету совместного ведения, исходил из того, что финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам, установленных федеральным законодательством, должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
При исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств, судом установлено, что в 2005 году средства на финансирование педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности льгот по представлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в бюджет Приморского края из федерального бюджета не передавались. Предусмотренные в бюджете Приморского края на данные цели средства не обеспечили фактическую потребность в финансировании субъекта федерации на реализацию федерального законодательства в части предоставления льгот указанным гражданам.
Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили в полном объеме реализацию установленных федеральным законом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, возникшие в связи с этим убытки истца в сумме 1247338 руб. 44 коп руб. правомерно взысканы судом за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
При этом довод заявителя жалобы о том, что он на основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд, и взыскание с него государственной пошлины по иску является необоснованным, подлежит отклонению. Так на дату вынесения оспариваемого решения - 16.12.2008 Налоговый кодекс РФ не предусматривал освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.
Судом правильно установлены фактические обстоятельства дела и применены нормы материального права, подлежащие применению, поэтому решение отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 16.12.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2009 по делу N А51-9313/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили в полном объеме реализацию установленных федеральным законом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, возникшие в связи с этим убытки истца в сумме 1247338 руб. 44 коп руб. правомерно взысканы судом за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
При этом довод заявителя жалобы о том, что он на основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд, и взыскание с него государственной пошлины по иску является необоснованным, подлежит отклонению. Так на дату вынесения оспариваемого решения - 16.12.2008 Налоговый кодекс РФ не предусматривал освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 мая 2009 г. N Ф03-1952/2009 (извлечение)
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании