Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 11 июня 2009 г. N Ф03-2393/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Рожкова О.А., представитель по доверенности N 06/56 от 11.01.2009, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Администрации Магаданской области на решение от 30.12.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2009 по делу N А37-2358/2007 Арбитражного суда Магаданской области, по иску Комитета по финансам мэрии города Магадана к Департаменту финансов администрации Магаданской области, третьи лица Департамент здравоохранения администрации Магаданской области, Управление здравоохранения мэрии города Магадана, о взыскании 10918410 руб. 67 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2009 года.
Комитет по финансам мэрии города Магадана (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Магаданской области с иском к Департаменту финансов администрации Магаданской области (далее - Департамент финансов) о взыскании в пользу казны муниципального образования "Город Магадан" ущерба в сумме 7623283 руб., причиненного исполнением незаконного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент здравоохранения администрации Магаданской области, Управление здравоохранения мэрии города Магадана (далее - Управление здравоохранения).
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 14.04.2008, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2008, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.09.2008 решение суда от 14.04.2008 и постановление от 17.06.2008 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции ввиду нарушения судами норм материального права.
При новом рассмотрении дела истец увеличил размер иска до 10918410 руб. 67 коп. (статья 49 АПК РФ).
Решением от 30.12.2008, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2009, исковое требование удовлетворено в полном объеме со ссылками на статьи 15, 16, 1069 ГК РФ.
Департамент финансов обратился с кассационной жалобой, которая мотивирована неправильным применением судами норм материального права, незаконным включением в сумму иска расходов за январь 2005 года и недоказанностью истцом размера убытков, возникших при реализации признанного в судебном порядке незаконным постановления администрации Магаданской области от 24.01.2005 N 16-па.
Из кассационной жалобы следует также, что обеспечение граждан бесплатными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения при лечении в амбулаторных условиях является расходным обязательством органа местного самоуправления "Город Магадан".
В отзыве на кассационную жалобу Комитет выразил согласие с принятыми судебными актами, так как считает их обоснованными.
В суде кассационной инстанции Департамент финансов жалобу поддержал.
Жалоба рассмотрена в отсутствие истца и третьих лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания (статья 156 АПК РФ).
В судебном заседании объявлялся перерыв до 09.06.2009 до 09 часов 05 минут.
При проверке законности обжалуемых судебных актов с учетом доводов заявителя судом кассационной инстанции установлено, что предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для их отмены отсутствуют в связи со следующим.
Постановлением Администрации Магаданской области от 24.01.2005 N 16-па "Об обеспечении бесплатными лекарственными средствами отдельных категорий граждан муниципальными учреждениями здравоохранения на территории Магаданской области" (с учетом внесенных в него в установленном законом порядке изменений) предусмотрено, что муниципальные учреждения здравоохранения на территории Магаданской области при лечении в амбулаторных условиях обеспечивают бесплатными лекарственными средствами определенные категории граждан.
Указанным постановлением утверждены списки категорий граждан, которые имеют право на получение бесплатных лекарственных средств, в которые не включены граждане, имеющие право на получение государственной социальной поддержки в виде социальных услуг (дополнительного лекарственного обеспечения) и граждане, страдающие социально-значимыми заболеваниями.
Кроме того, указанным постановлением утвержден расчетный объем финансирования для бесплатного обеспечения лекарственными средствами одного больного при лечении в амбулаторных условиях муниципальных учреждений здравоохранения и утвержден перечень лекарственных средств для обеспечения больных в амбулаторных условиях по рецепту врача на бесплатной основе муниципальными учреждениями здравоохранения (на территории Магаданской области).
Решением Магаданского областного суда от 30.07.2007, принятым по заявлению мэра г. Магадана и оставленным без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10.10.2007, постановление Администрации Магаданской области от 24.01.2005 N 16-па (в редакции 06.12.2006) признано незаконным и недействующим со дня его принятия ввиду несоответствия федеральному законодательству.
При исполнении признанного незаконным постановления от 24.01.2005 N 16-па организации аптечной сети - МУП "Восток-Запад-Медснабсервис", МУП "Аптека N 77", МУП "Фармация" осуществляли на территории Магаданской области поставку, хранение и отпуск лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) на основании заключенных договоров с МУЗ "Городская поликлиника N 3", МУЗ "Медико-санитарная часть "Авиамедицина", МУЗ "Детская городская больница" определенным категориям граждан, вследствие чего у муниципального образования образовалась задолженность перед указанными лицами.
Основанием иска заявлены статьи 15, 16, 1069 ГК РФ в связи с перечислением истцом Управлению здравоохранения денежных средств для последующего их направления на погашение задолженности муниципальных учреждений здравоохранения перед организациями аптечной сети, так как указанные перечисления средств произведены при исполнении постановления Администрации Магаданской области от 24.01.2005 N 16-па.
При разрешении спора суд правомерно исходил из того, что в рамках рассмотренного Магаданским областным судом дела по заявлению мэра города Магадана о признании незаконным постановления от
24.01.2005 N 16-па установлены обстоятельства, имеющие преюдициальное значение, так как данный нормативный правовой акт предусматривал обязательства муниципального образования по обеспечению оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды установили, что размер убытков, заявленных в иске, подтвержден надлежаще (расходными уведомлениями, копиями реестров финансирования, актами взаимных сверок исполнения договоров об обеспечении лекарственными средствами отдельных категорий граждан г. Магадана по бесплатным рецептам врачей муниципальных учреждений здравоохранения за счет средств бюджета, договорами учреждений здравоохранения с предприятиями аптечной сети, заключенными для осуществления бесплатного отпуска лекарственных средств при лечении в амбулаторных условиях) и что заявленные ко взысканию расходы муниципального образования возникли в связи с принятием незаконного постановления Администрации Магаданской области от 24.01.2005 N 16-па в сумме 10918410 руб. 67 коп.
Кроме того, на основании решения Магаданского областного суда судами установлено, что расходы, понесенные муниципальными учреждениями здравоохранения города Магадана, не возмещались из бюджета Магаданской области.
С учетом данного обстоятельства судом апелляционной инстанции правомерно отклонен довод заявителя апелляционной жалобы о том, что решение Магаданского областного суда не имеет преюдициального значения, так как по правилам части 3 статьи 69 АПК РФ решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу при установлении фактов, имеющих то или иное отношение к лицам, участвующим в арбитражном деле, обязательно для арбитражного суда.
На основании платежных документов, счетов-фактур, судами признан факт проведения сторонами сверок расчетов между муниципальными учреждениями здравоохранения и предприятиями аптечной сети г. Магадана в связи с реализацией недействительного постановления от 24.01.2005 N 16 - па.
Судами признана несостоятельной ссылка ответчика на включение в иск задолженности на сумму 6789 руб. 50 коп., образовавшейся, по мнению этого лица, при реализации Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Магаданской области бесплатной медицинской помощи в 2004 году. Выводы судов мотивированы несоответствием доводов заявителя в этой части произведенной проверке расчетов.
Судами признаны необоснованными и доводы ответчика о необходимости исключения из суммы иска стоимости медикаментов, не входящих в перечень лекарственных средств, утвержденных постановлением субъекта РФ от 24.01.2005 N 16-па, поскольку установлено, что указанный перечень не является исчерпывающим, а названные в рецептах медикаменты являются аналоговыми препаратами, применение которых осуществлялось по решению ВКК.
Как установлено судами, замена медицинских препаратов на их аналоги предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 08.04.1999 N 393 "О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами", действовавшим в спорный период Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.02.2006 N 97 "О порядке выписывания рецептов на лекарственные средства отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, в рамках реализации дополнительного лекарственного обеспечения".
С учетом указанных обстоятельств судом кассационной инстанции признаны необоснованными доводы заявителя о завышении истцом суммы иска, поскольку в установленном законом порядке расходные документы истца не признаны недостоверными.
Кроме того, данные доводы были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
Учитывая, что при вынесении обжалуемых судебных актов правильно применены нормы материального права и в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы в полном объеме имеющиеся в деле доказательства, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 30.12.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2009 по делу N А37-2358/2007 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании платежных документов, счетов-фактур, судами признан факт проведения сторонами сверок расчетов между муниципальными учреждениями здравоохранения и предприятиями аптечной сети г. Магадана в связи с реализацией недействительного постановления от 24.01.2005 N 16 - па.
...
Судами признаны необоснованными и доводы ответчика о необходимости исключения из суммы иска стоимости медикаментов, не входящих в перечень лекарственных средств, утвержденных постановлением субъекта РФ от 24.01.2005 N 16-па, поскольку установлено, что указанный перечень не является исчерпывающим, а названные в рецептах медикаменты являются аналоговыми препаратами, применение которых осуществлялось по решению ВКК.
Как установлено судами, замена медицинских препаратов на их аналоги предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 08.04.1999 N 393 "О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами", действовавшим в спорный период Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.02.2006 N 97 "О порядке выписывания рецептов на лекарственные средства отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, в рамках реализации дополнительного лекарственного обеспечения"."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 июня 2009 г. N Ф03-2393/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании