Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 июля 2009 г. N Ф03-3243/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ЗАО "Смена-Трейдинг" - Дерябина Е.Г., представитель по доверенности б/н от 30.07.2008; от Хабаровской таможни - Дятлов К.С, представитель по доверенности N 04-10/11167 от 23.10.2008; Меличева О.М., представитель по доверенности N 04-24/4685 от 24.04.2009; рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Хабаровской таможни на решение от 10.03.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2009 по делу N А73-218/2009 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению закрытого акционерного общества "Смена-Трейдинг" к Хабаровской таможне о признании незаконными действий.
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2009 г.
Закрытое акционерное общество "Смена-Трейдинг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом уточнения, о признании незаконными действий Хабаровской таможни (далее - таможня, таможенный орган), выразившихся в отказе произвести возврат излишне уплаченных таможенных сборов, и об обязании таможни произвести возврат излишне уплаченных сборов в сумме 584500 руб.
Решением арбитражного суда от 10.03.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2009, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебные акты мотивированы тем, что общество уплатило таможенные сборы при представлении временных таможенных деклараций, следовательно, у него отсутствовала обязанность повторно уплачивать сборы за таможенное оформление того же товара, заявленного в том же таможенном режиме при подаче полных таможенных деклараций. Отказ таможни в возврате излишне уплаченных таможенных сборов нарушает экономические права общества в осуществлении им предпринимательской деятельности, возлагая на последнего обязанность уплачивать сборы, не предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации.
Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе таможни, поддержанной ее представителями в судебном заседании, которая просит их отменить, сославшись на нарушение судами норм материального права, а именно: статей 357.6, 357.9 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ, Кодекс), и принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы полагает, что сбор за таможенное оформление товаров подлежит уплате как при подаче временной таможенной декларации, так и при подаче полной таможенной декларации, поскольку и в том и в другом случае декларанту оказываются публично-правовые услуги, связанные с таможенным оформлением товаров. В обоснование своей правовой позиции заявитель жалобы ссылается на Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 220 от 10.03.2009), которое, по его мнению, следует применять к спорным правоотношениям. Кроме того, заявитель жалобы считает, что обществом пропущен срок исковой давности для обращения за возвратом таможенных сборов.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в суде кассационной инстанции с изложенными в жалобе доводами не согласились, просили жалобу оставить без удовлетворения, принятые по делу судебные акты - без изменения как законные и обоснованные.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав мнения представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, общество при вывозе с таможенной территории Российской Федерации лесопродукции в режиме экспорта в период с 30.08.2005 по 05.06.2008 представило в таможенный орган 68 временных таможенных деклараций, уплатив таможенные сборы в сумме 811500 руб. за таможенное оформление товаров.
При подаче полных таможенных деклараций на этот же товар в период с 26.10.2005 по 21.08.2008 таможней вновь начислены таможенные сборы в сумме 584500 руб., которые обществом также были уплачены, что таможней и не оспаривается.
Общество посчитав, что у него отсутствовала обязанность по уплате таможенных сборов в сумме 584500 руб., обратилось в таможню с заявлениями от 26.09.2008 и 08.10.2008 о их возврате, приложив к ним, в том числе копии платежных поручений.
Таможенный орган письмом от 17.10.2008 N 13-22/10981 отказал в возврате таможенных сборов в указанной сумме со ссылкой на отсутствие оснований для их возврата.
Общество не согласилось с названными действиями таможни и обжаловало их в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемых действий таможенного органа. При этом суд исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 11 и статьей 63.1 ТК РФ за таможенное оформление взимаются таможенные сборы, представляющие собой таможенные платежи, уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.
Согласно пункту 1 статьи 357.6 и подпункту 1 пункта 1 статьи 357.7 Кодекса таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
В силу положений пункта 1 статьи 60 ТК РФ таможенное оформление при вывозе товаров начинается в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.
Таможенное оформление завершается по итогам таможенных операций, необходимых в соответствии с настоящим Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей (пункт 2 статьи 60 ТК РФ).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.
При этом, по смыслу пункта 1 статьи 137 Кодекса, применение упрощенного порядка декларирования (в том числе периодическое временное декларирование) является правом декларанта, реализация которого не должна приводить ни к освобождению от уплаты таможенных платежей, причитающихся к уплате в соответствии с общим порядком декларирования, ни к возложению на декларантов, избравших упрощенный порядок, дополнительных фискальных
обременении и ухудшению положения таких декларантов.
Кроме того, пункт 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" по его буквальному смыслу и расположению в нормативном акте исключает уплату таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании (после представления временной декларации и уплаты сбора), а не предусматривает повторную уплату сбора в том же размере.
В силу изложенного арбитражным судом сделан правильный вывод о том, что подача декларантом как временной, так и полной таможенной деклараций производится в рамках единого комплекса отношений, и возникает один объект обложения сбором - действия таможни по таможенному оформлению товара, которые завершаются помещением его под определенный таможенный режим (экспорта), следовательно, сбор подлежит однократной уплате.
При рассмотрении настоящего спора судами установлено, что при временном декларировании экспортируемого товара общество уплатило таможенные сборы в надлежащем размере, что не оспаривается таможенным органом.
При таких обстоятельствах выводы судов об отсутствии у ЗАО "Смена Трейдинг" обязанности повторной уплаты таможенного сбора за таможенное оформление товара при подаче полных таможенных деклараций и о том, что фактически уплаченный при их подаче сбор в сумме 584500 руб. является излишне уплаченным, следует признать правомерными, основанными на правильном толковании норм права, в связи с чем довод таможенного органа о нарушении судом норм материального права судом кассационной инстанции во внимание не принимается как ошибочный.
Довод заявителя жалобы о том, что, поскольку обществом дважды подавались таможенные декларации: временная и полная в отношении вывозимого товара, то и таможенные сборы за их оформление подлежат уплате дважды, также во внимание судом кассационной инстанции не принимается как противоречащий вышеуказанным нормам права и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной, соответственно, в Постановлении от 08.07.2008 N 4574/08 и Определении от 07.11.2008 N 631-0-0, согласно которой подача полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации. В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
Ссылка заявителя жалобы на Постановление Правительства Российской Федерации N 220 от 10.03.2009 как на основание исполнения декларантом обязанности по уплате таможенных сборов за таможенное оформление как при подаче временных, так и полных таможенных деклараций, является необоснованной, так как действие данного нормативного акта распространяется на правоотношения, возникшие после вступления его в законную силу, то есть после 25.03.2009, тогда как спорные правоотношения возникли до указанной даты.
Довод заявителя жалобы о пропуске обществом срока для возврата уплаченных таможенных платежей судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку данное обстоятельство не заявлялось таможней в качестве основания для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных сборов; кроме того, судом установлено, что на момент подачи обществом в таможенный орган заявлений о возврате излишне уплаченных таможенных сборов трехлетний срок, установленный пунктом 2 статьи 355 ТК РФ, не истек.
В связи с изложенным оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 10.03.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2009 по делу А73-218/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление суда вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка заявителя жалобы на Постановление Правительства Российской Федерации N 220 от 10.03.2009 как на основание исполнения декларантом обязанности по уплате таможенных сборов за таможенное оформление как при подаче временных, так и полных таможенных деклараций, является необоснованной, так как действие данного нормативного акта распространяется на правоотношения, возникшие после вступления его в законную силу, то есть после 25.03.2009, тогда как спорные правоотношения возникли до указанной даты.
Довод заявителя жалобы о пропуске обществом срока для возврата уплаченных таможенных платежей судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку данное обстоятельство не заявлялось таможней в качестве основания для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных сборов; кроме того, судом установлено, что на момент подачи обществом в таможенный орган заявлений о возврате излишне уплаченных таможенных сборов трехлетний срок, установленный пунктом 2 статьи 355 ТК РФ, не истек."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 июля 2009 г. N Ф03-3243/2009 (извлечение)
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании