Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 10 июля 2009 г. N Ф03-3116/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: открытого акционерного общества "Хабаровскнефтепродукт" - Бахтина А. начальник юридического отдела, доверенность от 28.01.2009 N 07-27 от административного органа: Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю - Костромеев Н.Б., начальник отдела антимонопольного контроля, доверенность от 25.09.2006 N 01/6-1939, Морозкина Е.В., ведущий специалист-эксперт, доверенность от 25.08.2008 N 01/6-4004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю на решение от 02.04.2009 по делу N А73-10542/2008 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению открытого акционерного общества "Хабаровскнефтепродукт" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю о признании незаконным и отмене постановления от 03.09.2008 N 9 о наложении штрафа по делу N 3-07/12 об административном правонарушении.
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2009 г.
Открытое акционерное общество "Хабаровскнефтепродукт" (далее - ОАО "Хабаровскнефтепродукт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - УФАС по Хабаровскому краю, антимонопольный орган, административный орган) от 03.09.2008 N 9 о наложении штрафа по делу N 3-07/12 об административном правонарушении, предусмотренным статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 02.04.2009, с учетом определения об опечатке от 04.06.2009, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Суд, применив положения части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), сослался на вступившее в законную силу решение арбитражного суда, которым признаны недействительными решение антимонопольного органа о нарушении обществом антимонопольного законодательства и предписание об устранении нарушения и пришел к выводу об отсутствии в действиях заявителя события административного правонарушения.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу решением суда, антимонопольный орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснении обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, в связи с чем просит принять новый судебный акт об удовлетворении его заявления. По мнению административного органа, вменяемое обществу событие административного правонарушения доказано при рассмотрении дела о нарушении обществом антимонопольного законодательства, процессуальных нарушений при вынесении оспариваемого постановления не допущено. При этом, заявитель жалобы указывает на различную правовую природу признания недействительным ненормативного правового акта и незаконным постановления по делу об административном правонарушении, а также на неправомерную ссылку суда на статью 58 АПК РФ.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании кассационной инстанции просят оставить судебный акт без изменения, как законный и обоснованный.
Проверив в порядке и пределах статей 274, 284-289 АПК РФ применение судом норм материального и процессуального права, обсудив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 23.07.2008 N 31 признаны согласованными и противоречащими пункту 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) действия ОАО "Хабаровскнефтепродукт" и ООО "РН-Востокнефтепродукт" по установлению розничных цен реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива на территории г.Хабаровска, Хабаровского района. В обоснование факта правонарушения в оспариваемом решении антимонопольный орган указал на то, что в проверяемом периоде указанные предприятия изменяли розничные цены на нефтепродукты автобензинов и дизтоплива практически одновременно (разрыв от 3 до 11 дней). При этом разница в ценах розничной реализации автобензинов и дизельного топлива оставалась от 49 до 59 коп/л. Среднемесячные розничные цены реализации нефтепродуктов имели аналогичную динамику, что, по мнению антимонопольного органа, подтверждает согласованность действий обществ.
На основании данного решения ОАО "Хабаровскнефтепродукт" и ООО "РН-Востокнефтепродукт" выдано предписание от 23.07.2008 N 18 о прекращении нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции. В целях исполнения предписания обществам предложено проводить самостоятельную ценовую политику, формируя цену розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива исходя из суммы необходимых для реализации этих товаров расходов и прибыли.
Кроме того, по данному факту антимонопольным органом в отношении ОАО "Хабаровскнефтепродукт" составлен протокол об административном правонарушении от 27.08.2008 и вынесено постановление от 03.09.2008 N 9 о наложении штрафа по делу N 3-07/12 об административном правонарушении, предусмотренным статьей 14.32 КоАП РФ в размере 13960000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, общество оспорило его в арбитражном суде.
Заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление хозяйствующим субъектом ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий является административным правонарушением, ответственность за которое установлена статьей 14.32 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.
Согласно статье 8 Закона о защите конкуренции согласованными действиями хозяйствующих субъектов на товарном рынке являются действия, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
- результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
- действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее, чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, - может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.
С учетом названных норм для признания хозяйствующих субъектов нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, необходимо установить, что согласованные действия совершены на одном товарном рынке, являлись относительно единообразными и синхронными, и при отсутствии объективных причин.
Статья 11 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов. То есть поведение хозяйствующих субъектов должно носить противоправный характер и быть направленным на ограничение конкуренции.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 20.10.2008 по делу N А73-9337/2008, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2008, постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.04.2009, решение УФАС по Хабаровскому краю от 23.07.2008 N 31 и предписание от 23.07.2008 N 18 признаны недействительными. Суды пришли к выводу о наличии объективных причин для повышения розничных цен на автобензины и дизтопливо. Такими объективными причинами, по мнению судебных инстанций, явились рост цен закупки сырой нефти, рост инфляции, рост тарифов на тепло- и электроэнергию, транспортные перевозки.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, установив преюдициальную связь между настоящим делом и делом N А73-9337/2008, обоснованно пришел к выводу об отсутствии в действиях общества события вмененного оспариваемым постановлением правонарушения.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Довод антимонопольного органа на неправомерную ссылку суда на статью 58 АПК РФ несостоятелен, поскольку данная допущенная судом опечатка устранена определением от 04.06.2009.
Таким образом, вывод суда о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа сделан на основании всестороннего и полного исследования имеющихся в деле доказательств, установлении фактических обстоятельств дела и правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 АПК РФ Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 02.04.2009, с учетом определения об исправлении опечатки от 04.06.2009, по делу N А73-10542/2008 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом названных норм для признания хозяйствующих субъектов нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, необходимо установить, что согласованные действия совершены на одном товарном рынке, являлись относительно единообразными и синхронными, и при отсутствии объективных причин.
Статья 11 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов. То есть поведение хозяйствующих субъектов должно носить противоправный характер и быть направленным на ограничение конкуренции.
...
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 июля 2009 г. N Ф03-3116/2009 (извлечение)
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании