Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 июля 2009 г. N Ф03-3292/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 29.12.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2009 по делу N А51-5220/2007 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Владивосток - Авиа" к Администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Департаменту финансов Приморского края, Департаменту социальной защиты населения Приморского края, Третье лицо: открытое акционерное общество "Приморское агентство авиационных компаний", о взыскании 257330 руб.
Резолютивная часть постановления от 14 июля 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2009 г.
Открытое акционерное общество "Владивосток - Авиа" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации Приморского края о взыскании 257330 руб. убытков в связи с предоставлением льгот инвалидам и лицам, их сопровождающим, по оплате проезда воздушным транспортом за период 2004 года.
В качестве правового основания иска акционерное общество сослалось на статьи 16, 1069 ГК РФ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент социальной защиты населения Приморского края, Департамент финансов Приморского края, открытое акционерное общество "Приморское агентство авиационных компаний".
Определением суда от 18.08.2008 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации и Департамент финансов Приморского края, Департамент социальной защиты населения Приморского края.
До рассмотрения спора по существу истец в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил размер заявленного требования, просил взыскать 232180 руб. задолженности с Администрации Приморского края и 25150 руб. убытков с Министерства финансов Российской Федерации.
Решением от 29.12.2008 заявленное требование
ОАО "Владивосток - Авиа" удовлетворено частично. С Приморского края за счет средств казны Приморского края в пользу истца взыскано 195230 руб. основного долга и 25150 руб. убытков - с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2009 решение суда первой инстанции изменено, в пользу акционерного общества с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации взыскано 232 180 руб. убытков, в остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятыми по делу решением от 29.12.2008 и постановлением апелляционного суда от 21.04.2009, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю в своей кассационной жалобе просит их отменить.
Жалоба мотивирована нарушением судом норм материального права, регулирующих порядок финансирования из федерального источника спорных расходов и недоказанностью истцом факта возникновения у него убытков в спорный период, а также объема предоставленных льгот.
ОАО "Владивосток - Авиа" в отзыве на кассационную жалобу выразило согласие с вынесенным по делу постановлением апелляционного суда, полагая его законным и обоснованным; просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
ОАО "Владивосток - Авиа", Администрация Приморского края, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Департамент финансов Приморского края, Департамент социальной защиты населения Приморского края, открытое акционерное общество "Приморское агентство авиационных компаний", надлежаще извещенные о времени и месте слушания дела, явку своих представителей в суд не обеспечили.
Рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 09.02.2004 между ОАО "Владивосток - Авиа" (Перевозчик) и Администрацией Приморского края заключен государственный контракт N 192/22-2004, согласно условиям которого Перевозчик принял на себя обязательства по льготной перевозке инвалидов, имеющих право на льготный проезд в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а Администрация Приморского края - возместить Перевозчику из средств Фонда компенсаций и краевого бюджета документально подтвержденные расходы, связанные с предоставлением таких льгот (пункты 1.1 и 2.2.1 контракта).
Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления из соответствующих бюджетов расходов истца за период 2004 года в сумме 257330 руб. составили его убытки, о взыскании которых заявлен настоящий иск.
Удовлетворяя исковое требование акционерного общества за счет федеральной казны и изменяя решение Арбитражного суда Приморского края в этой части, апелляционный суд руководствовался закрепленным действующим законодательством порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536, 15.08.2001 N 584, а также Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год".
Исследовав объем целевого финансирования субъекта Российской Федерации - Приморского края из федерального бюджета на спорные нужды, арбитражный суд второй инстанции установил, что компенсация расходов истцу не произведена из-за необеспеченности нижестоящих бюджетов.
Так, в ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" в составе Фонда компенсаций субъекту Российской Федерации - Приморскому краю запланированы расходы на оплату проезда инвалидов пассажирским транспортом в размере 125511000 руб., в то время как согласно отчету об исполнении краевого бюджета на 2004 год объем денежных средств на финансирование данного вида льгот в спорный период составил 137830000 руб., из которых 8799000 руб. - собственные средства Приморского края.
Апелляционным судом также установлено, что денежные средства, поступившие из Фонда компенсаций из федерального бюджета на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в 2004 году были в полном объеме распределены между предприятиями, непосредственно предоставляющими указанные льготы, в том числе открытому акционерному обществу "Владивосток - Авиа" в размере 24149450 руб.
Между тем, объем переданных средств не покрыл фактические расходы истца на предоставление льгот, предусмотренных указанным выше федеральным законом.
Таким образом, поскольку денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" из федерального бюджета выделялись не в полном объеме, а выделенные денежные средства распределены по назначению и доказательства нецелевого использования в деле отсутствуют, апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что возложение ответственности на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов является законным и обоснованным.
Доводы заявителя жалобы о том, что расходы на реализацию данного вида льгот, предусмотренные федеральным законом должны производиться за счет региональных бюджетов, судом кассационной инстанции отклоняются, так как данные доводы противоречат положениям бюджетного законодательства, согласно которым обеспечение исполнения федеральных законов о льготах для населения в 2004 году и федерального бюджета относится к компетенции Министерства финансов Российской Федерации.
Данный вывод содержится в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", вследствие чего ссылка заявителя кассационной жалобы на необоснованность удовлетворения иска за счет средств федерального бюджета является неосновательной.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых решения и постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 29.12.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2009 по делу N А51-5220/2007 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционным судом также установлено, что денежные средства, поступившие из Фонда компенсаций из федерального бюджета на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в 2004 году были в полном объеме распределены между предприятиями, непосредственно предоставляющими указанные льготы, в том числе открытому акционерному обществу "Владивосток - Авиа" в размере 24149450 руб.
Между тем, объем переданных средств не покрыл фактические расходы истца на предоставление льгот, предусмотренных указанным выше федеральным законом.
Таким образом, поскольку денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" из федерального бюджета выделялись не в полном объеме, а выделенные денежные средства распределены по назначению и доказательства нецелевого использования в деле отсутствуют, апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что возложение ответственности на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов является законным и обоснованным.
Доводы заявителя жалобы о том, что расходы на реализацию данного вида льгот, предусмотренные федеральным законом должны производиться за счет региональных бюджетов, судом кассационной инстанции отклоняются, так как данные доводы противоречат положениям бюджетного законодательства, согласно которым обеспечение исполнения федеральных законов о льготах для населения в 2004 году и федерального бюджета относится к компетенции Министерства финансов Российской Федерации.
Данный вывод содержится в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", вследствие чего ссылка заявителя кассационной жалобы на необоснованность удовлетворения иска за счет средств федерального бюджета является неосновательной."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 июля 2009 г. N Ф03-3292/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании