г.Владивосток |
Дело N А51-5220/2007 14-198 |
21 апреля 2009 г. |
N 05АП-599/2008, N 05АП-795/2008 |
Резолютивная часть постановления оглашена в судебном заседании 16.04.2009. Полный текст постановления изготовлен 21.04.2009.
Пятый арбитражный апелляционный суд
в составе
председательствующего судьи Л.Ю. Ротко
судей Н.И. Фадеевой, И.Л. Яковенко
при ведении протокола судебного заседания секретарем К.И. Граждан
при участии:
от ОАО "Владивосток-Авиа" - Москалев А.А. (паспорт 0503 N 652506 дов. N 19/Д от 20.01.2009);
от Администрации Приморского края - Пригор Т.С. (уд. N 2986 дов. N 11-25/3587 от 17.06.2008);
от Департамента финансов Администрации Приморского края - Пригор Т.С. (уд. N 2986 дов. N 10 от 27.02.2008);
от Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю - Безрукова М.А. (уд. 25 N 0223, дов. N 20-11-30/27 от 22.01.2009);
от Департамента социальной защиты населения Приморского края - представитель не явился (о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом);
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации Приморского края и открытого акционерного общества "Владивосток-Авиа"
на решение Арбитражного суда Приморского края
от 29.12.2008 по делу N А51-5220/2007 14-198 судьи Г.Н. Кошлаковой
по иску открытого акционерного общества "Владивосток-Авиа"
к Администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Департаменту социальной защиты населения Приморского края
о взыскании 257 330 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Владивосток-Авиа" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Департаменту социальной защиты населения Приморского края о взыскании 257 330 руб. задолженности по Государственному контракту N 192/22-2004 от 09.02.2004, из которых 232 180 руб. просило взыскать с Администрации Приморского края, 25 150 руб. с Министерства финансов России за счет казны Российской федерации.
Решением суда от 29.12.2008 исковые требования открытого акционерного общества "Владивосток-Авиа" в части взыскания 195 230 руб. удовлетворены за счет средств казны Приморского края, в части взыскания 25 150 руб. удовлетворены за счет казны Российской Федерации. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся по делу решением суд, Администрация Приморского края и открытое акционерное общество "Владивосток-Авиа" обратились с апелляционными жалобами.
В апелляционной жалобе Администрация Приморского края полагает, что суд неправомерно удовлетворил исковые требования в части 195 230 руб. за счет краевой казны. В обоснование своих доводов Администрация Приморского края указала, что возмещение льгот на проезд, предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов", отнесено на федеральный бюджет. В 2004 году Российской Федерацией в бюджет Приморского края перечислено недостаточно денежных средств для возмещения перевозчикам расходов, возникших в связи с предоставлением инвалидам и сопровождающим их лицам льгот на проезд.
В своей апелляционной жалобе открытое акционерное общество "Владивосток-Авиа" не согласно с отказом во взыскании 36950 руб., составляющих расходы по предоставлению льгот гражданам Захарову И.М., Суслову А.А. и Устинову С.Н. Истец считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что льготы на проезд предоставлялись указанным лицам без предъявления им необходимых документов.
В судебном заседании представитель Администрации Приморского края и Департамента финансов Администрации Приморского края поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, по доводам апелляционной жалобы ОАО "Владивосток-Авиа" возразил. Представитель ОАО "Владивосток-Авиа" поддержал доводы своей апелляционной жалобы, на доводы апелляционной жалобы Администрации Приморского края возразил.
Управление Федерального казначейства по Приморскому краю в письменном отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании в лице своего представителя по доводам апелляционных жалоб возразило, просило решение суда оставить без изменения в части отказа во взыскании 36950 руб.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Стороны возражений не заявили.
Исследовав материалы дела и апелляционной жалобы, заслушав и обсудив доводы представителей сторон, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда подлежит изменению в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, 09.02.2004 между истцом и Администрацией Приморского края заключен Государственный контракт N 503/22-2003 на возмещение расходов за авиаперевозки инвалидов.
В соответствии с пунктом 2 контракта Администрация Приморского края обязалась возмещать истцу его расходы по льготным авиационным перевозкам инвалидов, пенсионное обеспечение которых осуществляют органы Государственного учреждения Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю, за счет средств Фонда компенсаций и бюджета Приморского края.
Согласно пунктам 2.1.1 и 2.1.2 контракта, основанием для предоставления 50-процентной скидки со стоимости проезда на воздушном транспорте межкраевых, межреспубликанских маршрутах с 01 октября по 15 мая и 16 мая по 30 сентября инвалидам 1, 2,3 групп, детям-инвалидам, сопровождающим инвалидов 1 группы или детей инвалидов являются следующие документы: пенсионное удостоверение, выданное территориальными отделениями пенсионного фонда РФ по Приморскому краю либо управлениями (отделами) социальной защиты населения администраций муниципальных образований Приморского края; справка медико-социальной экспертизы об инвалидности, паспорт, для детей-инвалидов - справка о праве на льготы, выданная органами социальной защиты населения по месту жительства.
В соответствии с пунктом 2.1.3 контракта предоставление инвалидам 1 и 2 группы и детям-инвалидам бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно по предъявлению пенсионного удостоверения, справки медико-социальной защиты, листов талонов на бесплатный проезд и направления лечебно-профилактического учреждения либо путевки на санаторно-курортное лечение.
Предоставление аналогичных льгот лицу, сопровождающему инвалида 1 группы или ребенка-инвалида согласно пункта 2.1.4 Государственного контракта производится на основании документов, удостоверяющих личность и листов талонов на бесплатный проезд для сопровождающего.
Пунктом 2.2.1 Государственного контракта предусмотрена обязанность Администрации Приморского края возмещать истцу (перевозчику) из средств Фонда компенсаций и краевого бюджета документально подтвержденные расходы, связанные с представлением льгот инвалидам, обеспечение которых осуществляют отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю в пределах средств, предусмотренных Администрацией Приморского края на эти цели в 2004 году.
Согласно пункта 2.2.4 Государственного контракта ежемесячное перечисление перевозчику денежных средств производится Администрацией Приморского края на основании реестра льготных перевозок, акта сверки и счета-фактуры на сумму понесенных средств в пределах сумм, выделенных администрации на эти цели в текущем месяце из соответствующих бюджетов.
В соответствии с пунктом 2.2.2 Государственного контракта возмещение расходов перевозчика, связанных с предоставлением льгот инвалидам, постоянно проживающим на территории Приморского края при предоставлении отчетных документов, подтверждающих факт перевозки и понесенные расходы.
Во исполнение государственного контракта, открытое акционерное общество "Владивосток-Авиа" в 2004 году предоставило льготы по авиаперевозкам, в том числе, следующим гражданам: Клепацкая Л.А. (инвалид 1 группы); Калинина О.П. (инвалид 2 группы); Колькова Е.И. (инвалид 2 группы); Кулик Л.И. (инвалид 2 группы) и Палей З.П. (сопровождающий); Калинкин В.М. (ребенок-инвалид) и Калинкина В.М. (сопровождающий); Калинин И.О. (ребенок-инвалид) и Калинин Д.О. (сопровождающий); Бахромов Х.А. (инвалид 2 группы); Тихова Т.П. (инвалид 2 группы); Расулова К.Р. (ребенк-инвалид) и Гмыра О.А. (сопровождающий); Золотухин А.В. (ребенок-инвалид) и Золотухина Ф.Т. (сопровождающий); Смирнов В.П. (инвалид 2 группы); Побоченко Е.Г. (инвалид 2 группы); Шведов Б.А. (инвалид 1 группы) и Шведов С.Б. (сопровождающий); Захаров И.М. (инвалид 2 группы); Суслов А.А. (инвалид 1 группы) и Устинов С.Н. (сопровождающий). Расходы открытого акционерного общества "Владивосток-Авиа" составили 232 180 руб.
Из материалов дела следует, что для возмещения убытков, вызванных предоставлением льгот указанным гражданам, открытое акционерное общество "Владивосток-Авиа" представило Управлению социальной защиты населения Администрации Приморского края документы, определенные в пункте 2.2.2 Государственного контракта.
По возмещению льготы гражданам Клепацкой Л.А., Калинину О.П., Кольковой Е.И., Кулику Л.И., Калинкиной В.М., Калинину И.О. у Управления социальной защиты населения возникли возражения, в связи с отсутствием у них направления на лечение Департамента здравоохранения Администрации Приморского края. По возмещению льготы гражданам Бахромову Х.А., Тиховой Т.П., Расуловой К.Р., Золотухину А.В. у Управления социальной защиты населения возникли возражения, в связи с несоответствием места прилета месту лечения. По возмещению льготы гражданину Смирнову В.П. у Управления социальной защиты населения возникли возражения по месту его жительства. По возмещению льготы гражданам Побоченко Е.Г., Шведову Б.А. отказано в связи с отсутствием ксерокопии пастпорта, Захарову И.М. (отсутствует направление); Суслов А.А. (не подпадает под действие Федерального закона "О ветеранах").
Отказ Администрации Приморского края от возмещения льгот, предоставленных указанным гражданам и сопровождающим их лицам, послужил основанием для обращения открытого акционерного общества "Владивосток-Авиа" в суд с настоящим иском.
Согласно статье 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от их исполнения не допускается.
В соответствии с письмом Минтруда РФ от 19.02.1997 N 817-АО "О реализации льгот на проезд, предоставленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" основанием для предоставления инвалидам 50% скидки со стоимости проезда дин раз в год (туда и обратно) с 16 мая по 30 сентября, а также права бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно инвалидам I и II групп, детям-инвалидам и лицам, сопровождающим инвалида I группы или ребенка-инвалида, являются листы талонов, выдаваемые гражданам органами социальной защиты по месту их жительства. Причем лист талонов на право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно действителен только при предъявлении в кассе в случае приобретения билета путевки на санаторно-курортное лечение либо направления лечебно-профилактического учреждения на лечение.
Факт правомерного предоставления истцом льгот на заявленную сумму подтверждается авиабилетами, полетными купонами, оформленными на инвалидов, копиями удостоверений инвалидов, медицинскими справками, копиями паспортов, листами талонов на право получения льготных проездных билетов, копиями справок ВТЭК, направлениями на лечение (санаторий), иными документами, подтверждающими права инвалидов и сопровождающих их лиц на льготный проезд, реестрами льготных перевозок на рейсах ОАО "Владивосток-Авиа" за 2004 года.
Суд апелляционной инстанции, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, представленные открытым акционерным обществом "Владивосток-Авиа", считает их соответствующими установленным требованиям, достаточными для предоставления права на льготный проезд.
В силу части 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно статье 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции от 23.10.2003) инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия.
Пунктами 18 и 19 статьи 4 указанного закона предусмотрено, что установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относятся к компетенции федеральных органов государственной власти. Источник финансирования указанных льгот законом не определен.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 утвержден Порядок предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Этот Порядок действовал и в 2004 году (постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80). В силу пункта 2 Порядка предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Минфин РФ на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что взыскание расходов, связанных с предоставлением льгот в соответствии с Федерального закона "О ветеранах", при недостаточном финансировании из федерального бюджета должно производиться за счет средств казны Российской Федерации.
Принимая Федеральный закон от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год", Российская Федерация не отменяла и не приостанавливала действия Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Более того, в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" на оплату проезда инвалидов денежные средства предусмотрены. Приморскому краю на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (кроме льгот по оплате услуг ЖКХ) предусмотрено 125 511 000 руб.
Согласно Закону Приморского края "О краевом бюджете на 2004 год" расходы на оплату проезда инвалидов пассажирским транспортом утверждены в сумме 29 234 000 руб. Кроме этого, Приморским краем дополнительно предусмотрены 15 000 000 руб. в качестве возмещения льгот на оплату проезда инвалидов в междугороднем авиатранспорте. Приморский край в 2004 году на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" затратил большее количество денежных средств, чем перечислено из федерального бюджета. Так, согласно отчету об исполнении краевого бюджета на 2004 год (приложение 1 к Закону Приморского края "Об исполнении краевого бюджета на 2004 г.") на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в 2004 году затрачено 137 830 000 руб., из которых 129 031 000 руб. денежные средства Фонда компенсаций, 8 799 000 руб. собственные средства Приморского края.
Открытое акционерное общество "Владивосток-Авиа" на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в 2004 году из бюджета Приморского края получило 24 149 450 руб. Однако, денежных средств, в предусмотренном размере не хватило, для полного покрытия расходов, вызванных предоставлением инвалидам названных льгот.
Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.
При применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусматривает возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).
Поскольку Российская Федерация не обеспечила в полном объеме исполнение федерального закона в части предоставления льгот по проезду инвалидов и сопровождающих их лиц, проживающих в Приморском крае, Пятый арбитражный апелляционный суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом неправомерно отказано в части взыскания 36950 руб., составляющих расходы по предоставлению льгот Захарову И.М., Суслову А.А. Устинову С.Н. документы, предусмотренные Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", позволяющие в соответствии с пунктами 2.21, 2.2.2-2.2.4 контракта приобретать на льготных условиях, приложенные к апелляционной жалобе, в материалах дела имелись (т.1, л.д.40-44, 97-99).
При таких обстоятельствах, состоявшееся по делу решение суда согласно пункту 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит изменению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по иску относятся на открытое акционерное общество "Владивосток-Авиа" и Министерство финансов Российской Федерации, пропорционально удовлетворенным исковым требованиям, по апелляционной жалобе на Министерство финансов Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 258, 265-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 29.12.2008 по делу N А51-5220/2007 14-198 изменить.
Взыскать с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Владивосток-Авиа" 232 180 руб. (двести тридцать две тысячи сто восемьдесят) основного долга и 5997 руб. (пять тысяч девятьсот девяносто семь) расходов по уплате государственной пошлины по иску и 1000 руб. (одна тысяча) по апелляционной жалобе.
Выдать исполнительный лист.
В удовлетворении исковых требований к Администрации Приморского края отказать.
Решение суда в части взыскания с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Владивосток-Авиа" 25 150 руб. 60 коп. и отказа в удовлетворении исковых требований к Департаменту социальной защиты населения Приморского края и Департаменту финансов Приморского края оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Приморского края.
Председательствующий: |
Л.Ю. Ротко |
Судьи |
Н.И. Фадеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-5220/2007
Истец: ОАО "Владивосток-Авиа"
Ответчик: Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Департамент финансов Администрации ПК, Департамент социальной защиты населения Приморского края, Администрация Приморского края
Третье лицо: ОАО "Приморское агентство авиационных компаний"