Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 июля 2009 г. N Ф03-2918/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Таранай" - Шушпанов К.В., директор, приказ от 11.02.2005 N 12-ка, Сиянов С.А., представитель, доверенность от 14.07.2009 от третьих лиц: от общества с ограниченной ответственностью "Анивский бриз" - Мокроусова О.Н., представитель, доверенность от 13.07.2009 от общества с ограниченной ответственностью "Олимп", рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Сахалино-Курильского территориального управления Федерального агентства по рыболовству на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Таранай" к комиссии по регулированию добычи анадромных видов рыб в Сахалинской области, Сахалино-Курильскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству третьи лица: ООО "Анивский бриз", ООО "Олимп", ФГУ "Сахалинрыбвод" о признании частично недействительным решения комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Сахалинской области, приказа руководителя Сахалино-Курильского территориального управления Госкомрыболовства России, разрешения на добычу водных биологических ресурсов, выданного обществу с ограниченной ответственностью "Анивский бриз".
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2009 г.
В судебном заседании кассационной инстанции в порядке Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 22.07.2009.
Общество с ограниченной ответственностью "Таранай" (далее - ООО "Таранай", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействительными решения комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Сахалинской области (далее - комиссия) в части распределения мест установки орудий лова при промысле тихоокеанских лососей по Восточно-Сахалинской подзоне ЛРЗ "Ольховатка", ЛРЗ "Таранайский", указанных в приложении N 1 к протоколу N 5 от 18.06.2008; приказа руководителя Сахалино-Курильского территориального управления Госкомрыболовства России от 24.06.2008 N 05-АР (далее - СКТУ, управление), которым утверждено указанное приложение N 1 к протоколу N 5 от 18.06.2008 комиссии, в части распределения мест постановки орудий лова при промысле тихоокеанских лососей по Восточно-Сахалинской подзоне в соответствии с приложением N 1 к протоколу за лососевыми рыборазводными заводами ЛРЗ "Ольховатка" и ЛРЗ "Таранайский"; разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, выданное СКТУ обществу с ограниченной ответственностью "Анивский бриз" (далее - ООО "Анивский бриз"), от 01.07.2008 Серия СК N 019817 в части дополнительных изменений от 07.07.2008 об установлении дополнительной точки постановки орудия лова 10.37.
Определением суда от 18.09.2008 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Олимп" (далее - ООО "Олимп"), Федеральное государственное учреждение "Сахалинрыбвод" (далее - ФГУ "Сахалинрыбвод").
Решением суда от 25.11.2008 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Суд установил, что оспариваемые акты соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2009 решение суда первой инстанции от 25.11.2008 отменено, оспариваемые ненормативные правовые акты признаны недействительными, поскольку не соответствуют требованиям закона и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым по делу постановлением апелляционного суда, СКТУ обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствием выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В обоснование доводов жалобы, управление ссылается на отсутствие доказательств того, что оспариваемыми актами созданы препятствия ООО "Таранай" в осуществлении вылова биоресурсов на выделенном ему рыбопромысловом участке. Кроме того СКТУ указывает, что выделенные обществу лимиты на вылов были им полностью освоены, при этом общество не доказало нахождение в точке 10-37 чужих неводов. Также управление ссылается на то, что судом не учтены положения статьи 2 Федерального закона N 166-ФЗ от 20.12.2004 "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, (далее - Закон о рыболовстве), которыми предусмотрен приоритетный принцип сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности, а также статьи 20 Закона о рыболовстве, предусматривающей осуществление прибрежного рыболовства как с предоставлением рыбопромыслового участка, так и без его предоставления. Точки постановки орудий лова 10-33, 10-34, 10-36 установлены в соответствии с полномочиями комиссии и управления для постановки концевых неводов в целях регулирования захода в реки излишних производителей тихоокеанских лососей, по указанной причине в указанных точках общество не могло осуществлять предпринимательскую деятельность. Управление ссылается и на противоречивость выводов апелляционного суда о предоставлении в пользование рыбопромыслового участка рыборазводным заводам ЛРЗ "Ольховатка" и ЛРЗ "Таранайский", не являющимся юридическим лицам. По мнению заявителя жалобы, поскольку не отменен протокол комиссии от 11.06.2008 N 8, которым ООО "Анивский бриз" определен оператором рыборазводного завода, разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов от 01.07.2008 Серия СК N 019817 в части дополнительных изменений от 07.07.2008 не может быть признано недействительным.
Управление, комиссия, ООО "Олимп", ФГУ "Сахалинрыбвод" надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили.
Общество, согласно представленному отзыву, поддержанному его представителями в заседании суда кассационной инстанции, доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклонили, считают обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Доводы жалобы поддержаны ООО "Анивский бриз".
Проверив в порядке и пределах требований статей 284, 286 АПК РФ применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании заключенного 08.11.2008 между управлением и ООО "Таранай" договора N 184/РПУ/07, последнему предоставлен рыбопромысловый участок N 8/8/2 для промышленного рыболовства в заливе Анива длиной 11 км, шириной 3 км, площадью 33 кв.м, в границах р.Починка - 1 км севернее р.Таран аи.
На основании протокола комиссии от 18.06.2008 N 5, утвержденного приказом управления от 24.06.2008 N 05-АР, обществу выданы разрешения на вылов горбуши на период промысла с 10.07.2008 по 10.09.2008 с постановкой орудий лова в точках 10-32 и 10-35 на предоставленном рыбопромысловом участке.
Согласно указанному протоколу комиссии утверждены места установки орудий лова при промысле тихоокеанских лососей по Восточно-Сахалинской подзоне в соответствии с приложением N 1, в том числе лососевым рыборазводным заводам ЛРЗ "Ольховатка", принадлежащему ООО "Олимп" и ЛРЗ "Таранайский", принадлежащему ФГУ "Сахалинрыбвод". Точки постановки концевых неводов для заводов определены в предустьевых зонах на основании действующих договоров об искусственном воспроизводстве тихоокеанских лососей.
На основании данного протокола СКТУ выдано ООО "Анивский бриз" разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов от 01.07.2008 Серия СК N 019817. Район промысла определен в Восточно-Сахалинской подзоне, участок N 65-10-21 с точкой постановки невода 10-39. Дополнением от 07.07.2008 в данном разрешении определена дополнительная точка установки орудий лова 10-37.
Полагая, что рассматриваемый протокол комиссии, приказ управления, его утвердивший и разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов ООО "Анивский бриз" не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы ООО "Таранай" в сфере предпринимательской деятельности, поскольку точки постановки орудий лова расположены на его промысловом участке, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлениями о признании указанных ненормативных правовых актов недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о рыболовстве водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Статья 2 Закона о рыболовстве предусматривает приоритетный принцип сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности.
В силу статьи 23 Закона о рыболовстве рыболовство в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Искусственное воспроизводство водных биоресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения, согласно части 1 статьи 45 Закона о рыболовстве, осуществляется по договорам, заключаемым с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 3 Порядка осуществления рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов, утвержденного приказом Минсельхоза РФ от 25.04.2006 N 125, рыболовство в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации осуществляется в пределах квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов, распределяемых между гражданами и юридическими лицами Федеральным агентством по рыболовству в соответствии с Положением о распределении научных квот, квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов и квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях между пользователями водными биологическими ресурсами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 644. Рыболовство в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации осуществляется на основании разрешений, удостоверяющих право на изъятие водных биоресурсов из среды их обитания (пункт 4 указанного Порядка).
Согласно пункту 4 части 1 статья 34 Закона о рыболовстве разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов удостоверяет право на изъятие водных биоресурсов из среды их обитания при осуществлении рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов.
Оформление, выдачу, регистрацию, внесение изменений в разрешения, согласно части 1 статьи 36 Закона о рыболовстве, подпункту 5.5.8 Положения о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 N 444, осуществляют органы Федерального агентства по рыболовству.
В соответствии с частью 3 статьи 29.1 Закона о рыболовстве для добычи (вылова) анадромных видов рыб такие виды рыб и являющиеся средой их обитания водные объекты предоставляются в пользование лицам, указанным в части 1 настоящей статьи на основании решения комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб, утверждаемого территориальным органом уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Порядок деятельности комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб утвержден Приказом Госкомрыболовства России от 06.05.2008 N 391.
Из материалов дела следует, что ООО "Олимп", ФГУ "Сахалинрыбвод" осуществляют функции воспроизводства водных биоресурсов на основании договоров от 14.06.2006 N 3, от 23.06.2006 N 11-ВС/2006 с Федеральным агентством по рыболовству об искусственном воспроизводстве тихоокеанских лососей, ООО "Анивский бриз" - на основании договора от 01.07.2008 с ФГУ "Сахалинрыбвод", разрешения СКТУ от 01.07.2008 серия СК N 019817, с учетом внесенных изменений от 07.07.2008.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соответствии оспариваемых протокола комиссии и приказа управления, разрешения СКТУ вышеуказанным положениям Закона о рыболовстве и нормативных правовых актов.
Согласно требованиям части 2 статьи 201 АПК РФ для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом первой инстанции установлено, что оспариваемые ненормативные акты не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ссылки апелляционного суда на то, что установление точек лова для ООО "Олимп", ФГУ "Сахалинрыбвод", ООО "Анивский бриз" на рыбопромысловом участке ООО "Таранай" лишало последнего возможности осуществлять предпринимательскую деятельность на данном участке в точках 10-33, 10-34, 10-36, 10-37 материалами дела не подтверждаются.
Выводы суда апелляционной инстанции о то, что в результате предоставления права установки орудий лова указанным лицам на рыбопромысловом участке, принадлежащем заявителю на праве пользования, последнее вынуждено было заключать с этим организациями договоры от 01.07.2008 N 4/Р, от 02.07.2008 для получения возможности осуществлять промысел в местах установки орудий лова на этом участке, несостоятельны. Принятие оспариваемых ненормативных правовых актов не находится в прямой причинно-следственной связи с действиями общества по заключению указанных договоров. Доказательств, что заключение указанных договоров создало негативные последствия для общества, материалы дела не содержат. Кроме того, апелляционным судом не учтено, что точки постановки орудий лова установлены не в целях промышленного рыболовства, а для реализации функций по воспроизводству водных биоресурсов.
На неправильном применении норм права основан и вывод суда о том, что распределение мест установки орудий лова при промысле тихоокеанских лососей за лососевыми рыборазводными заводами "Ольховатка" и "Таранайский" произведено с нарушением положений части 1 статьи 29.1 Закона о рыболовстве, так как указанные заводы не являются юридическими лицами и не имеют договоров о предоставлении в пользование рыбопромыслового участка и на этом основании не являются субъектами, которым утверждаются места установки орудий лова при промысле.
Действовавшая в период спорных отношений редакция статьи 20 Закона о рыболовстве предусматривала осуществление прибрежного рыболовства как с предоставлением рыбопромыслового участка, так и без его предоставления.
Согласно материалам дела фактически точки постановки орудий лова определены ООО "Олимп" и ФГУ "Сахалинрыбвод", являющихся юридическими лицами, которым соответственно принадлежат ЛРЗ "Ольховатка" и ЛРЗ "Таранайский".
При таких обстоятельствах у апелляционного суда отсутствовали основания для признания оспариваемых ненормативных актов недействительными.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, не имеют правого значения для рассматриваемого дела.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2009 по делу N А59-3236/2008 Арбитражного суда Сахалинской области отменить, оставить в силе решение от 25.11.2008 Арбитражного суда Сахалинской области по этому же делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 3 статьи 29.1 Закона о рыболовстве для добычи (вылова) анадромных видов рыб такие виды рыб и являющиеся средой их обитания водные объекты предоставляются в пользование лицам, указанным в части 1 настоящей статьи на основании решения комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб, утверждаемого территориальным органом уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Порядок деятельности комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб утвержден Приказом Госкомрыболовства России от 06.05.2008 N 391.
...
На неправильном применении норм права основан и вывод суда о том, что распределение мест установки орудий лова при промысле тихоокеанских лососей за лососевыми рыборазводными заводами "Ольховатка" и "Таранайский" произведено с нарушением положений части 1 статьи 29.1 Закона о рыболовстве, так как указанные заводы не являются юридическими лицами и не имеют договоров о предоставлении в пользование рыбопромыслового участка и на этом основании не являются субъектами, которым утверждаются места установки орудий лова при промысле.
Действовавшая в период спорных отношений редакция статьи 20 Закона о рыболовстве предусматривала осуществление прибрежного рыболовства как с предоставлением рыбопромыслового участка, так и без его предоставления."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 июля 2009 г. N Ф03-2918/2009 (извлечение)
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании