Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 августа 2009 г. N Ф03-3910/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина" на решение от 30.01.2009 на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2009 по делу N А51-14123/2008 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению открытого акционерного общества "Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина" к Военному комиссариату г. Арсеньева, Анучинского и Яковлевского районов Приморского края о признании незаконными действий.
Резолютивная часть постановления от 06 августа 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2009 г.
Открытое акционерное общество "Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина" (далее - общество, ОАО ААК "Прогресс") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий Военного комиссариата г. Арсеньева, Анучинского и Яковлевского районов Приморского края (далее - военный комиссариат), выразившихся в отказе компенсировать расходы, связанные с привлечением работников для участия в мероприятиях по исполнению воинской обязанности, с учетом единого социального налога (далее - ЕСН), начисленного на фонд оплаты труда.
Решением суда от 30.01.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на то, что суммы среднего заработка, выплачиваемые организациями работникам, призванным на военные сборы, за счет средств федерального бюджета, не являются выплатами, осуществляемыми работодателем по трудовым договорам, поскольку они не связаны с выполнением работником трудовых обязанностей и выплачиваются не за счет работодателя, а за счет средств федерального бюджета, в силу чего ЕСН не облагаются.
Пятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 01.06.2009 оставил решение от 30.01.2009 без изменения по тем же основаниям.
В кассационной жалобе общество предлагает принятые по делу судебные акты отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы полагает, что военный комиссариат должен компенсировать расходы, связанные с привлечением работников для участия в мероприятиях по исполнению воинской обязанности, с учетом ЕСН. Кроме того, по мнению общества, суд первой инстанции в своем решении неправомерно сослался на письма Минфина Российской Федерации, не являющиеся нормативно правовыми актами, и мотивировал на их основе свои выводы.
Военный комиссариат в отзыве на кассационную жалобу отклонил доводы общества, указывая на их несостоятельность, просил оставить оспариваемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
В заседании суда кассационной инстанции стороны не участвовали; заявили ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своих представителей.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив в порядке и пределах требований статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в адрес ОАО "ААК "Прогресс" 14.10.2008 от военного комиссариата, между которыми заключен трудовой договор от 01.02.2008 N 83, поступило письмо от 08.10.2008 N ф/4189 с требованием к обществу об изменении счетов-фактур, выставленных на оплату компенсации расходов на возмещение среднего заработка техническим работникам, гражданам, работающим в аппарате усиления, за период нахождения на военных сборах без учета ЕСН, в связи с требованиями письма Минфина Российской Федерации от 12.05.2008 N 03-04-08-02/13.
Помимо данного требования обществу было предложено заключить дополнительное соглашение N 1 к договору N 83 от 01.02.2008 об изменении редакции подпункта 3.2 пункта 3 договора, предусмотрев компенсацию военным комиссариатом среднего заработка работникам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, без учета начислений ЕСН на фонд оплаты труда работников.
Письмом от 03.12.2008 N ю/4968 военный комиссариат уведомил общество об отказе компенсировать последнему ЕСН, начисленный на заработную плату работникам, привлекаемым к мероприятиям по обеспечению исполнения воинской обязанности.
Не согласившись с действиями военного комиссариата, выразившимися в отказе компенсировать обществу расходы, связанные с привлечением работников для участия в мероприятиях по исполнению воинской обязанности, с учетом ЕСН, начисленного на фонд оплаты труда, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании действий военного комиссариата незаконными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения ЕСН для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
На основании статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" работники, участвующие в мероприятиях по исполнению воинской обязанности, освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы. При этом такие выплаты не зависят от трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, в том числе от выполнения трудовых обязанностей и положений трудовых договоров, и производятся не за счет средств организации (работодателя), а за счет средств федерального бюджета или государственного органа и общественного объединения, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей.
Как следует из Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона о воинской обязанности и военной службе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, подлежат компенсации расходы организации, связанные с выплатой среднего заработка лицам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, и возмещением в установленных случаях расходов по их проезду в другую местность и обратно, найму жилья, а также командировочных расходов и т.д.
Исходя из изложенных норм права, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что суммы среднего заработка, выплачиваемые организациями работникам, призванным на военные сборы, за счет средств федерального бюджета, не являются выплатами, осуществляемыми работодателем по трудовым договорам, поскольку они не связаны с выполнением работником трудовых обязанностей и выплачиваются не за счет работодателя, а за счет средств федерального бюджета, в силу чего не облагаются ЕСН.
Следовательно, у военного комиссариата отсутствуют основания для возмещения обществу расходов, связанных с привлечением работников для участия в мероприятиях по исполнению воинской обязанности, с учетом ЕСН, а у общества, соответственно, отсутствуют основания требовать компенсации таких расходов с учетом ЕСН, начисленного на эти выплаты как на фонд оплаты труда.
Отклоняя довод общества о том, что суд первой инстанции неправомерно сослался на письма Минфина Российской Федерации, не являющиеся нормативно правовыми актами, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что Арбитражный суд Приморского края в своем решении мотивировал выводы не письмами Минфина, а ссылками на соответствующие законы (Налоговый Кодекс Российской Федерации; Трудовой кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Доводы кассационной жалобы по существу представляют позицию общества по делу и получили правильную правовую оценку арбитражным судом. Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых по делу судебных актов суд кассационной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьями 286-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 30.01.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2009 по делу N А51-14123/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.1 ст.236 НК РФ объектом обложения ЕСН для организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
По мнению организации, военный комиссариат обязан компенсировать расходы, связанные с привлечением ее работников для участия в мероприятиях по исполнению воинской обязанности, с учетом ЕСН.
Суд признал позицию организации неправомерной.
В соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" работники, участвующие в мероприятиях по исполнению воинской обязанности, освобождаются от работы с выплатой среднего заработка по месту постоянной работы. Указанные выплаты производятся за счет средств федерального бюджета или государственного органа, который привлек работника к исполнению государственных обязанностей. Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Закона о воинской обязанности и военной службе (утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704) установлено, что подлежат компенсации расходы организации, связанные с выплатой среднего заработка лицам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности.
Из вышеизложенного следует, что суммы среднего заработка, выплачиваемые организациями работникам, призванным на военные сборы, за счет средств федерального бюджета, не являются выплатами по трудовым договорам. Указанные выплаты не связаны с выполнением работником трудовых обязанностей, выплачиваются не за счет работодателя, а за счет средств федерального бюджета. Поэтому указанные выплаты не облагаются ЕСН. В связи с этим военный комиссариат не обязан компенсировать организации расходы, связанные с привлечением работников для участия в мероприятиях по исполнению воинской обязанности, с учетом ЕСН.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 августа 2009 г. N Ф03-3910/2009 (извлечение)
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании