г. Владивосток |
Дело |
01 июня 2009 г. |
N А51-14123/2008 33-350/14 |
Резолютивная часть постановления оглашена 28 мая 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июня 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Сидорович Е.Л.
судей: Алферовой Н.В., Солохиной Т.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Агапитовой О.А.
при участии:
от заявителя: Крупин И.С. по доверенности от 05.12.2007 со специальными полномочиями сроком на 3 года, паспорт 44 02 153012, выдан 19.02.2003 УВД г. Магадан
от комиссариата: Гордиенко П.А. по доверенности N 6/1252 от 01.04.2009 со специальными полномочиями сроком на 1 год, паспорт 05 05 235185, выдан 19.08.2006 Арсеньевским ГОВД Приморского края
ОАО "Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина" рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
на решение от 30.01.2009 г.
судьи А.А. Фокиной
по делу N А51-14123/2008 33-350/14 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Открытого акционерного общества "Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина"
к Военному комиссариату г. Арсеньева, Анучинского и Яковлевского районов Приморского края
о признании незаконными действий, выразившихся в отказе компенсировать расходы, связанные с привлечением работников для участия в мероприятиях по исполнению воинской обязанности, с учетом единого социального налога, начисленного на фонд оплаты труда
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина (далее по тексту - "заявитель", "Общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Военному комиссариату г. Арсеньева, Анучинского и Яковлевского районов Приморского края (далее по тексту - "Военный комиссариат") о признании незаконными действий, выразившихся в отказе компенсировать расходы, связанные с привлечением работников для участия в мероприятиях по исполнению воинской обязанности, с учетом единого социального налога (далее по тексту - "ЕСН"), начисленного на фонд оплаты труда.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 30 января 2009 года по делу N А51-14123/2008 33-350/14 в удовлетворении требований заявителю было отказано.
Обжалуя решение первой инстанции ОАО ААК "Прогресс" просит решение арбитражного суда приморского края отменить, настаивая на том, что комиссариат должен компенсировать расходы, связанные с привлечением работников для участия в мероприятиях по исполнению воинской обязанности, с учетом ЕСН. Кроме того, Общество считает, что в решении судья неправомерно ссылается на письма Минфина РФ поскольку они не являются нормативно правовым актом.
Военный комиссариат г.Арсеньев, Анучинского и Яковлевского районов Приморского края (далее - комиссариат) считает решение арбитражного суда Приморского края законным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании стороны настаивали на изложенных в апелляционной жалобе и отзыве на нее доводах.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Между Военным комиссариатом г. Арсеньева, Анучинского и Яковлевского районов Приморского края (Заказчик) и ОАО "Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина (Исполнитель) был заключен Договор N 83 от 01.02.2008.
В адрес Общества 14.10.2008 от Военного комиссариата поступило письмо N ф/4189 от 08.10.2008, в котором со ссылкой на требования письма Минфина РФ N 03-04-08-02/13 от 12.05.2008 содержится требование к Обществу об изменении счетов-фактур, выставленных на оплату компенсации расходов на возмещение среднего заработка техническим работникам, гражданам, работающим в аппарате усиления, за период нахождения на военных сборах без учета ЕСН.
Помимо данного требования, заявителю было предложено заключить Дополнительное соглашение N 1 к Договору N 83 от 01.02.2008 об изменении редакции п.п. 3.2 п. 3 Договора, предусмотрев компенсацию Военным комиссариатом среднего заработка работникам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения гражданами РФ воинской обязанности, без учета начислений ЕСН на фонд оплаты труда работников.
Письмом N ю/4968 от 03.12.2008 Военный комиссариат уведомил Общество об отказе компенсировать ОАО "ААК "Прогресс" ЕСН, начисленный на заработную плату работникам, привлекаемым к мероприятиям по обеспечению исполнения воинской обязанности.
Не согласившись с действиями Военного комиссариата, выразившимися в отказе компенсировать Обществу расходы, связанные с привлечением работников для участия в мероприятиях по исполнению воинской обязанности, с учетом ЕСН, начисленного на фонд оплаты труда, заявитель обратился в суд с требованием о признании действий Военного комиссариата незаконными.
Суд отказывая ОАО ААК "Прогресс" в удовлетворении требований, сделал правильный вывод о томё что на сумму среднего заработка работника, сохраняемого ему на время прохождения военных сборов начисления единого социального налога не производятся.
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 НК РФ объектом обложения ЕСН для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В частности, в соответствии со ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Пунктом 2 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы. При этом такие выплаты не зависят от трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, в том числе от выполнения трудовых обязанностей и положений трудовых договоров, и производятся не за счет средств организации (работодателя), а за счет средств федерального бюджета или государственного органа и общественного объединения, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей.
Подпунктом 3.2 п.3 договора N 83 от 01.02.2008, заключенного Обществом с Военным комиссариатом, предусмотрена компенсация Исполнителю (Обществу) среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда работникам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения гражданами РФ воинской обязанности, в соответствии с "Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704.
В соответствии с п. 2 Правил компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) лицам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, и возмещением в установленных случаях расходов по их проезду в другую местность и обратно, найму (поднайму) жилья, а также командировочных (суточных) расходов и т.д.
Под "начислениями на фонд оплаты труда" следует понимать различные начисления за вредные условия труда, за выслугу, за сложность и напряженность и т.п., т.е. те начисления, из которых непосредственно формируется заработная плата (фонд оплаты труда) работника. ЕСН под данное понятие не подпадает , поскольку суммы, выплачиваемые работникам, призванным на военные сборы и на время медицинского обследования, за счет средств федерального бюджета, ЕСН не облагаются.
Таким образом, у Военного комиссариата отсутствуют основания для возмещения Обществу расходов, связанных с привлечением работников для участия в мероприятиях по исполнению воинской обязанности, с учётом ЕСН, а у заявителя - отсутствуют основания требовать компенсации таких расходов с учётом ЕСН, начисленного на эти выплаты как на фонд оплаты труда.
Довод Общества о том, что в решении судья неправомерно ссылается на письма Минфина РФ не являющимися нормативно правовым актом, коллегия отклоняет, т.к. суд мотивировал свои выводы не письмами Минфина, а ссылками на соответствующие законы (Налоговый Кодекс РФ; Трудовой кодекс РФ; Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 30 января 2009 года по делу N А51-14123/2008 33-350/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Н.В. Алферова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-14123/2008
Истец: ОАО ААК "Прогресс"
Ответчик: Военный комиссариат г.Арсеньева, Анучинского и Яковлевского районов Приморского края