Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 августа 2009 г. N Ф03-3954/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Федерального агентства лесного хозяйства: Кастрель Н.С. - представитель по доверенности от 12.12.2008 N АС-03-28/9040 рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Федерального агентства лесного хозяйства, общества с ограниченной ответственностью "Имаком" на решение от 11.01.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2009 по делу N А51-616/2007 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Приморский горно-обогатительный комбинат" к Федеральному агентству лесного хозяйства, Управлению лесным хозяйством Приморского края, обществу с ограниченной ответственностью "Имаком" о признании недействительными лесного конкурса, протокола.
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2009 г.
Открытое акционерное общество "Приморский горно-обогатительный комбинат" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Агентству лесного хозяйства Приморского края, обществу с ограниченной ответственностью "Имаком" о признании недействительными: лесного конкурса на право заключения договора аренды участка лесного фонда N 41 для заготовки древесины на территории Восточного лесничества в составе кварталов 306, 307, 310-314, 326-328, 337, 338 ФГУ "Рощинский лесхоз" общей площадью - 7723 га с ориентировочным ежегодным объемом отпуска древесины - 34 тыс. куб. м по рубкам главного пользования, проведенного 22.12.2006 Агентством лесного хозяйства по Приморскому краю; протокола о результатах лесного конкурса.
В связи с тем, что Агентство лесного хозяйства по Приморскому краю ликвидировано в установленном порядке (свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 19.04.2007), определением от 19.07.2007 производство по делу прекращено в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.09.2007 определение оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа определение, постановление отменены, дело направлено на новое рассмотрение согласно п. 3 ч. 1 ст. 287 АПК РФ. При этом судом указано о необходимости установления органа, которому переданы функции Агентства лесного хозяйства по Приморскому краю в отношении организации и проведения лесных конкурсов, предусмотренных ст. 46 Лесного кодекса РФ.
Определением от 05.03.2008 Агентство лесного хозяйства по Приморскому краю заменено на Федеральное агентство лесного хозяйства; в качестве второго ответчика привлечено Управление лесным хозяйством Приморского края.
Решением от 11.01.2009 признаны недействительными: проведенный Агентством лесного хозяйства Приморского края лесной конкурс на право заключения договора аренды участка лесного фонда N 41, протокол о результатах лесного конкурса от 22.12.2006 N 76, подписанный Агентством лесного хозяйства по Приморскому краю и ООО "Имаком".
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2009 решение оставлено без изменения.
На состоявшиеся судебные акты поданы кассационные жалобы: Федерального агентства лесного хозяйства, ООО "Имаком", в которых заявители просят отменить решение, постановление, дело направить на новое рассмотрение. Заявители настаивают на прекращении производства по делу, поскольку организатор конкурса - агентство лесного хозяйства по Приморскому краю ликвидировано в установленном порядке без определения правопреемника. Полагают, что лесной конкурс проведен организатором в установленном законом порядке, и основания для его признания недействительным отсутствуют. Ссылаются на то, что суд не вправе оценивать конкурсную документацию, это прерогатива конкурсной комиссии. Указывают на то, что судом не исследованы все критерии конкурсных предложений, а лишь один из них - размер предполагаемой арендной платы. Рослесхоз не согласен с признанием его надлежащим ответчиком, ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 83 Лесного кодекса РФ N 200-ФЗ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений. Таким органом на территории Приморского края является Управление лесным хозяйством Приморского края. Ссылается на утрату агентством лесного хозяйства Приморского края документов при проведении лесного конкурса, а именно протокола заседания конкурсной комиссии; на то, что последним при ликвидации указанные документы не передавались Рослесхозу, не сдавались в архив, поскольку протокол в состав архивного фонда согласно ФЗ от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в РФ" не входит. Полагает, что наличие протокола подтверждается фактом возврата задатка участнику конкурса. ООО "Имаком" не согласно с доводами суда о применении ч. 1 ст. 65 АПК РФ и отнесении бремени доказывания фактических обстоятельств на общество, при этом, что истцом соответствующие доказательства в обоснование недействительности лесного конкурса не представлены.
В отзыве Управление лесного хозяйства Приморского края поддержало жалобу Федерального агентства лесного хозяйства.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Федерального агентства лесного хозяйства поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Другие лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, при этом о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом. Управление лесного хозяйства Приморского края просило рассмотреть жалобы без его представителя.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа правовых оснований для их отмены не установил.
Как следует из материалов дела, Агентство лесного хозяйства по Приморскому краю (организатор конкурса) в газете "Утро России" от 18.11.2006 N 176 объявило о проведении открытых лесных конкурсов на право заключения договоров аренды участков лесного фонда, в том числе участка N 41 - для заготовки древесины на территории Восточного лесничества в составе кварталов 306, 307, 310-314, 326-328, 337, 338 ФГУ "Рощинский лесхоз" общей площадью - 7723 га с ориентировочным ежегодным объемом отпуска древесины - 34 тыс. куб. м по рубкам главного пользования; срок аренды 49 лет; начальный размер арендной платы - 390000 руб.
Определены условия конкурса, даты: начало приема заявок - 21.12.2006, вскрытие конвертов с конкурсными предложениями и их рассмотрение с целью признания участниками лесного конкурса или отказа в допуске к участию в лесном конкурсе - 22.12.2006; критерии оценки конкурсных предложений и порядок определения лесного конкурса.
21.12.2006 ОАО "ГОК" направлена заявка на участие в открытом лесном конкурсе, представлены документы, в том числе конкурсное предложение согласно спискам документов.
Уведомлением от 22.12.2006 ОАО "ГОК" извещено о присвоении обществу статуса участника лесного конкурса по участку N 41 ФГУ "Рощинский лесхоз".
В последующем, победителем конкурса признано ООО "Имаком", с которым ФГУ "Рощинский лесхоз" Агентства лесного хозяйства по Приморскому краю подписан протокол, заключен договор аренды участка лесного фонда от 25.12.2006 N 1.
ОАО "ГОК", ссылаясь на то, что общество при оценке конкурсных предложений по всем критериям набрало большее количество баллов, следовательно, предложило лучшие условия, и в силу ст. 447 ГК РФ должно быть признано победителем лесного конкурса, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
При разрешении спора установлены следующие обстоятельства.
Так, согласно названному объявлению о проведении лесных конкурсов агентство лесного хозяйства по Приморскому краю выступило организатором лесного конкурса в отношении участков лесного фонда ФГУ "Рощинский лесхоз".
В соответствии с главой 6 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 N 22-ФЗ аренда участков лесного фонда, за исключением случаев предоставления участков лесного фонда в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, осуществляется по результатам лесных конкурсов.
При этом такие участки предоставляются в аренду на основании решения федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта РФ в пределах компетенции, определенной в соответствии со ст.ст. 46, 47 названного Кодекса (ст. 34). Названными статьями определены полномочия РФ, органов государственной власти субъектов РФ в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. При этом принятие решений о предоставлении участков лесного фонда в аренду; организация и проведение лесных конкурсов входит в компетенцию органов государственной власти субъектов РФ (ст. 47).
Согласно Положению о федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по управлению государственным имуществом в области лесных отношений (п. 1) и осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы или подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно перечню функций агентств лесного хозяйства по субъектам РФ, утвержденному Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 17.01.2005 N 2, в перечень функций соответствующих агентств входила обязанность по организации и проведению лесных конкурсов в пределах компетенции, определенной в соответствии со ст. 46 Лесного кодекса РФ, в том числе выставление участков лесного фонда на лесные конкурсы, утверждение состава конкурсной комиссии и подписание протоколов о результатах лесного конкурса (п. 8).
На территории Приморского края действовало Агентство лесного хозяйства по Приморскому краю, которое в соответствии с вышеназванным перечнем выступило организатором лесного конкурса, проводимого 22.12.2006 в отношении участков лесного фонда, расположенных на территории Восточного лесничества ФГУ "Рощинский лесхоз".
Таким образом, агентство лесного хозяйства по Приморскому краю являлось уполномоченным органом по проведению лесного аукциона.
С 19.04.2007 агентство лесного хозяйства по Приморскому краю ликвидировано, что подтверждено соответствующим свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
В настоящее время в области лесных отношений действует Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ (вступил в силу с 01.01.2007), согласно ст. 83 которого органам государственной власти субъекта РФ переданы полномочия, в том числе предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков, в том числе в аренду, организация и проведение соответствующих аукционов; осуществление государственного лесного контроля и надзора.
На территории Приморского края действует Управление лесным хозяйством Приморского края, согласно Положению которого, утвержденному Постановлением администрации Приморского края от 15.03.2007 N 66-па, Управление осуществляет, в частности, полномочия, переданные РФ соответствующему органу государственной власти субъекта РФ в области лесных отношений.
Таким образом, в настоящее время функции по заключению договоров аренды лесных участков из земель лесного фонда, по организации и проведению соответствующих аукционов переданы Управлению лесным хозяйством Приморского края.
Вместе с тем суд принял во внимание действия в указанный период Федерального агентства лесного хозяйства, осуществлявшего свои функции согласно вышеназванному Положению о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 283, в связи с чем с учетом изложенного обоснованно признал Управление, Рослесхоз надлежащими ответчиками по заявленному спору.
Доводы Федерального агентства лесного хозяйства о необходимости прекратить производство по делу в связи с ликвидацией в установленном порядке организатора конкурса - агентства лесного хозяйства по Приморскому краю и отсутствием доказательств правопреемства в отношении ликвидируемого лица правомерно отклонены судом апелляционной инстанции.
Как указано выше, агентство лесного хозяйства по Приморскому краю, выступая организатором конкурса, действовало в пределах компетенции, установленной Перечнем функций агентств лесного хозяйства по субъектам РФ, а также того, что с ликвидацией агентства отношения в области использования спорного участка лесного фонда не прекратились, как и не прекратились соответствующие полномочия РФ, органов государственной власти субъектов РФ.
Далее при разрешении спора установлено, что организация и проведение спорного лесного конкурса осуществлены в соответствии с установленным Порядком организации и проведения лесных конкурсов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 21.04.2005 N 103 (далее - Порядок).
Согласно названному Порядку проведение лесного конкурса включает ряд этапов подготовки к проведению лесного конкурса, в том числе принятие решения о проведении лесного конкурса; подготовку и публикацию извещения о проведении лесного конкурса, подготовку конкурсной документации; прием заявок с конкурсными предложениями от претендентов на участие в лесном конкурсе; вскрытие конвертов с конкурсными предложениями; рассмотрение, обсуждение и оценку поступивших конкурсных предложений, выявление победителя лесного конкурса; подписание протокола о результатах лесного конкурса между победителем и организатором лесного конкурса, заключение договора аренды участка лесного фонда.
При этом п. 24 Порядка установлено, что по результатам рассмотрения документов конкурсная комиссия принимает решение о признании претендентов участниками лесного конкурса или об отказе в допуске претендентов к участию в лесном конкурсе, которое оформляется протоколом. В протоколе приводится перечень принятых заявок с конкурсными предложениями и указанием имен (наименований) претендентов, их адреса, перечень отозванных заявок, имена (наименования) претендентов, признанных участниками лесного конкурса.
В деле соответствующего протокола не представлено. Имеющееся уведомление от 22.12.2006 комиссией по проведению лесного конкурса о присвоении ОАО "Приморский ГОК" статуса участника лесного конкурса таких данных не имеет и направлено во исполнение п. 24 названного Порядка.
Разделом 6 Порядка установлены правила рассмотрения и оценки конкурсных предложений, выявление победителя лесного конкурса, включающим, в том числе оценку конкурсных предложений, определение победителя лесного конкурса на основании критериев, изложенных в конкурсной документации. Определение победителя осуществляется после оценки и обсуждения конкурсных предложений закрытым голосованием членов комиссии, результаты которого заносятся в протокол.
Такого протокола в материалах дела не представлено. Имеющийся протокол о результатах лесного конкурса от 22.12.2006 N 76 указанных сведений не содержит.
В данном протоколе отражены, в том числе сведения о размере платы, включающие расчетную цену участка лесного фонда, выставленного на аукцион в сумме 389,9 тыс. руб.; начальную цену участка лесного конкурса в сумме 390 тыс. руб., окончательную цену лесного фонда, переданного в аренду, в сумме 401592 руб. При этом начальный размер арендной платы в сумме 390 тыс. руб. отражен в извещении о лесном конкурсе, расчетная цена участка лесного фонда установлена приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255.
В силу п. 29 Порядка решение о победителе оформляется протоколом заседания комиссии, который подписывается членами конкурсной комиссии и победителем лесного конкурса, а также утверждается председателем комиссии. В протоколе указывается, в том числе список членов комиссии - участников заседания; наименования и адреса участников лесного конкурса, конкурсные предложения участников лесного конкурса, результаты голосования по рассмотрению конкурсных предложений. Протокол от 22.12.2006 N 76 данных сведений не содержит.
В этой связи суд, оценив согласно ст. 71 АПК РФ представленные в деле доказательства, установив отсутствие доказательств соблюдения порядка проведения лесного конкурса, в том числе положений п.п. 24, 29 раздела 6 вышеназванного Порядка организации и проведения лесных конкурсов, с учетом требований ст. 65 АПК РФ, п. 42 Порядка, п. 5 ст. 447, ст. 449 ГК РФ сделал обоснованный вывод о недействительности лесного конкурса на право заключения договора аренды участка лесного фонда N 41, протокола от 22.12.2006 N 76.
Судом обоснованно не приняты во внимание доводы Федерального агентства лесного хозяйства, Управления лесного хозяйства об отсутствии у указанных лиц документов в отношении спорного лесного конкурса, непередачи указанных документов агентством лесного хозяйства Приморского края при его ликвидации, поскольку вопросы организации и проведения лесных конкурсов осуществлены не в рамках обязательственных отношений указанного агентства, а в порядке исполнения возложенных на него функций законодательными актами. При этом судом приняты во внимание факт подачи иска до ликвидации агентства лесного хозяйства Приморского края; иск принят судом в период существования юридического лица - агентства - 19.01.2007, наличие определения от 01.03.2007 об истребовании конкурсной документации у ответчика - агентства.
Доводы о том, что судом исследован лишь один критерий конкурсной документации, а именно вопрос арендной платы, подлежат исследованию все критерии, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку, как указано выше, основанием признания лесного конкурса недействительным являлось нарушение установленного порядка его проведения.
На основании изложенного кассационные жалобы Федерального агентства лесного хозяйства, ООО "Имаком" удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 11.01.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2009 по делу N А51-616/2007 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 29 Порядка решение о победителе оформляется протоколом заседания комиссии, который подписывается членами конкурсной комиссии и победителем лесного конкурса, а также утверждается председателем комиссии. В протоколе указывается, в том числе список членов комиссии - участников заседания; наименования и адреса участников лесного конкурса, конкурсные предложения участников лесного конкурса, результаты голосования по рассмотрению конкурсных предложений. Протокол от 22.12.2006 N 76 данных сведений не содержит.
В этой связи суд, оценив согласно ст. 71 АПК РФ представленные в деле доказательства, установив отсутствие доказательств соблюдения порядка проведения лесного конкурса, в том числе положений п.п. 24, 29 раздела 6 вышеназванного Порядка организации и проведения лесных конкурсов, с учетом требований ст. 65 АПК РФ, п. 42 Порядка, п. 5 ст. 447, ст. 449 ГК РФ сделал обоснованный вывод о недействительности лесного конкурса на право заключения договора аренды участка лесного фонда N 41, протокола от 22.12.2006 N 76."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 августа 2009 г. N Ф03-3954/2009 (извлечение)
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании