Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 20 августа 2009 г. N Ф03-4068/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Роспотребнадзора по Магаданской области на решение от 08.04.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2009 по делу N А37-540/2009 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго" к Управлению Роспотребнадзора по Магаданской области о признании незаконным и отмене постановления от 12.03.2009 N 152.
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2009 г.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Магаданэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 12.03.2009 N 152 Управления Роспотребнадзора по Магаданской области (далее - административный орган, управление) о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 08.04.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2009, заявленные требования удовлетворены. Суды пришли к выводу об отсутствии в действиях общества административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе Управления Роспотребнадзора по Магаданской области, полагающего, что судебные акты приняты с неправильным применением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении жалобы.
В обоснование жалобы административный орган ссылается на то, что общество не является регулирующим органом и не имеет законных оснований для изменения тарифа. Кроме того, указывает, что регулирующим органом в лице Департамента цен и тарифов Магаданской области установлен тариф на коммунальную услугу по отоплению для населения без налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству и обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились.
Управлением заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы, исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 26.01.2009 в административный орган обратился гражданин Клименко В.П. с жалобой на действия ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго", которое в квитанциях на оплату услуг отопления с 01.01.2009 увеличило тариф на сумму НДС.
По фактам нарушений административным органом составлен протокол 05.03.2009 N 50/04 и вынесено постановление от 12.03.2009 N 152 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 7178,40 руб.
Не согласившись с постановлением управления, общество обжаловало его в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобного), нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, и установленный порядок ценообразования.
В силу Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 N 41-ФЗ (далее - ФЗ N 41-ФЗ) государственному регулированию подлежат товары на электрическую и тепловую энергию. Согласно статье 2 указанного закона органы государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках установленных предельных уровней.
Уполномоченным органом в сфере регулирования тарифов на тепловую энергию в Магаданской области является Департамент цен и тарифов Магаданской области (далее - департамент).
Приказами Департамента от 20.07.2007 N 12-2/э и от 21.08.2008 N 11-3/э тариф на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Магаданэнерго" населению Магаданской области, установлен на 2008 и 2009 в размере 1993,99 руб./Гкал и 2352,91 руб./Гкал.
Как следует из материалов дела, общество в квитанциях на оплату тепловой энергии указывало тариф в размере 2352,91 руб./Гкал и 2788,45 руб,91 руб./Гкал с учетом НДС 18%. Департамент в ответе на запрос административного органа указал, что тариф на тепловую энергию установлен в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" от 26.02.2004 N 109 и методическими указаниями по расчету тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ от 06.08.2004 N 20-Э/2, согласно которым отпускные тарифы устанавливаются без учета НДС.
Как следует из статей 146, 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -- НК РФ) операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе по отпуску тепловой энергии, признаются объектом налогообложения НДС.
Согласно статье 143 НК РФ в данном случае плательщиком НДС является энергоснабжающая организация, которая обязана в соответствии со статьей 168 НК РФ начислять НДС при реализации тепловой энергии, выставлять счета-фактуры потребителям и перечислять налог в бюджет.
Общество правомерно в платежном документе на оплату тепловой энергии указывает тариф с включенной суммой НДС, а у административного органа отсутствовали достаточное основания для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Переоценка выводов, касающихся обстоятельств дела, согласно статье 286 АПК РФ, не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах, решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отмене не подлежат, а кассационную жалобу, исходя из ее доводов, следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 08.04.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2009 по делу N А37-540/2009 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, общество в квитанциях на оплату тепловой энергии указывало тариф в размере 2352,91 руб./Гкал и 2788,45 руб,91 руб./Гкал с учетом НДС 18%. Департамент в ответе на запрос административного органа указал, что тариф на тепловую энергию установлен в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" от 26.02.2004 N 109 и методическими указаниями по расчету тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ от 06.08.2004 N 20-Э/2, согласно которым отпускные тарифы устанавливаются без учета НДС.
Как следует из статей 146, 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -- НК РФ) операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе по отпуску тепловой энергии, признаются объектом налогообложения НДС.
Согласно статье 143 НК РФ в данном случае плательщиком НДС является энергоснабжающая организация, которая обязана в соответствии со статьей 168 НК РФ начислять НДС при реализации тепловой энергии, выставлять счета-фактуры потребителям и перечислять налог в бюджет.
Общество правомерно в платежном документе на оплату тепловой энергии указывает тариф с включенной суммой НДС, а у административного органа отсутствовали достаточное основания для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 августа 2009 г. N Ф03-4068/2009 (извлечение)
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании