г. Хабаровск |
|
26 мая 2009 г. |
N 06АП-1863/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.,
судей: Михайловой А.И., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сазонкиной Е.А.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Кузнецова Р.А., представителя по доверенности от 22.12.2008 N 20/40-3802
от административного органа: представители не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области
на решение от 08.04.2009
по делу N А37-540/2009
Арбитражного суда Магаданской области
дело рассматривала судья Нестерова Н.Ю.
по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области
о признании незаконным и отмене постановления от 12.03.2009 N 152
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Магаданэнерго" обратилось в Арбитражный суд Магаданской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Магаданской области) с требованием о признании незаконным и отмене постановления от 12.03.2009 N 152 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 7 178 рублей 40 копеек.
В обоснование своих требований, заявитель ссылается на отсутствие состава правонарушения. Считает, что общество не превысило установленный тариф, поскольку налог на добавленную стоимость (НДС) включен в товары (работы, услуги) при их реализации населению по розничным ценам (тарифам), в который НДС Департаментом цен и тарифов администрации Магаданской области не был включен. То, что в последующем департаментом дополнительно был установлен тариф для населения с учетом НДС, подтверждает, по мнению заявителя, правомерность действий общества в соответствии с действующим законодательством РФ. Кроме того, общество указывает на нарушение сроков составления протокола об административном правонарушении и неправильный расчет штрафа.
Возражая против доводов заявителя, административный орган считает, что заявитель обоснованно привлечён к административной ответственности, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, поскольку факт административного правонарушения и вина общества подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами. Полагает, что общество не является регулирующим органом и, следовательно, не имеет законных оснований для изменения тарифа, определенного в установленном порядке приказами Департамента цен и тарифов Магаданской области.
Решением от 08.04.2009 заявление ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" удовлетворено, постановление Управления Роспотребнадзора по Магаданской области от 12.03.2009 N 152 по делу об административном правонарушении признано незаконным и отменено. Суд пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1статьи 14.6 КоАП РФ.
Не согласившись с решением, Управление Роспотребнадзора по Магаданской области обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении заявления отказать.
В обоснование апелляционной жалобы (с учетом дополнения) заявитель ссылается на надлежащее обеспечение юридическому лицу гарантий, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ (пункт 10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10). По мнению заявителя жалобы, регулирующим органом установлен тариф на коммунальную услугу по отоплению для населения без НДС, поэтому действия ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" по увеличению тарифа на сумму НДС считает недопустимыми.
В письменном отзыве на жалобу ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" выразило согласие с принятым по делу решением, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании апелляционной инстанции заявитель апелляционной жалобы участия не принимал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на жалобу, просил решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное. Считает, что административным органом не доказана оплата потребителем выставленного ему налога.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, объяснения стороны по делу, Шестой арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение не подлежит отмене или изменению в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что 26.01.2009 в административный орган обратился гражданин Клименко В.П. с жалобой на действия ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго", которое в квитанциях на оплату услуг отопления с 01.01.2009 увеличило тариф на сумму НДС.
По фактам нарушений административным органом 05.03.2009 в отношении ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" составлен протокол N 50/04 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Из данного протокола следует, что общество нарушило порядок ценообразования, завысило установленные Департаментом цен и тарифов администрации Магаданской области тарифы для населения на оплату коммунальных услуг по отоплению.
По данному факту административным органом в отношении ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" 12.03.2009 вынесено постановление N 152 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 7 178 рублей 40 копеек.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Признавая оспариваемое постановление незаконным, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1статьи 14.6 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ установлена ответственность за завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительство Российской Федерации вправе определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 N 41-ФЗ (далее - ФЗ N 41-ФЗ) государственному регулированию подлежат тарифы на электрическую и тепловую энергию. Согласно статье 2 указанного закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках установленных предельных уровней.
В Магаданской области уполномоченным органом в сфере регулирования тарифов на тепловую энергию является Департамент цен и тарифов Магаданской области (далее -Департамент).
Приказами Департамента от 20.07.2007 N 12-2/э и от 21.08.2008 N 11-3/э, тариф на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Магаданэнерго" населению Магаданской области, установлен в размере 1 993,99 руб./Гкал и 2352,91 руб./Гкал на 2008 и 2009 годы соответственно.
Как следует из материалов дела, общество в квитанциях на оплату тепловой энергии указывало тариф в размере 2 352,91 руб./Гкал и 2 788,45 руб./Гкал (на 2008 и 2009 годы соответственно) с учетом НДС (18%).
При этом Департамент цен и тарифов Магаданской области в ответе на запрос административного органа (письмо от 11.12.2008 N 1125) указал, что тариф на тепловую энергию установлен в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" от 26.02.2004 N 109, и Методическими указаниями по расчету тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ от 06.08.2004 N 20-Э/2, согласно которым отпускные тарифы устанавливаются без учета НДС.
Департамент действия общества по включению в тариф на тепловую энергию НДС, сверх величины, указанной в его приказах, считает правомерными. Аналогичную позицию поддерживает Межрайонная ИФНС России N 1 по Магаданской области (письмо от 22.12.2008 N 07-14/41456).
Согласно статьям 146, 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе по отпуску тепловой энергии, признаются объектом налогообложения НДС.
Согласно статье 143 НК РФ в данном случае плательщиком НДС является энергоснабжающая организация, которая обязана в соответствии со статьей 168 НК РФ начислять НДС при реализации тепловой энергии, выставлять счета-фактуры потребителям и перечислять налог в бюджет.
При таких обстоятельствах, общество правомерно в платежном документе на оплату тепловой энергии указывает тариф с включенной суммой НДС, а у административного органа отсутствовали достаточные основания для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
В связи с чем, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать по приведенным выше основаниям, обжалуемое решение отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Магаданской области от 08.04.2009 по делу N А37-540/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий |
Е.В.Гричановская |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-540/2009
Истец: ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго"
Ответчик: Управление Роспотребнадзора по Магаданской области