Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 августа 2009 г. N Ф03-4264/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Прокурора Хабаровского района Хабаровского края - Бебриш Д.С., старший помощник прокурора по удостоверению, от ООО "Коммунальщик" - Муратов И.Р., представитель по доверенности от 01.06.2009 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" на решение от 08.04.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2009 по делу N А73-2987/2009 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Прокурора Хабаровского района Хабаровского края к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" о привлечении к административной ответственности.
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2009 г.
Прокурор Хабаровского района Хабаровского края (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 08.04.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2009, заявленные требования удовлетворены: общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, на него наложен штраф в размере 40000 руб. Судебные акты мотивированы тем, что в действиях общества имеются признаки события административного правонарушения, предусмотренного указанной выше нормой права, а также вина общества в его совершении.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, поддержанной его представителем в суде кассационной инстанции, в которой указывает на допущенные судом нарушения норм материального права, в связи с чем просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, прокурор не доказал, что общество осуществляет деятельность по вывозу, транспортировке и захоронению опасных отходов, следовательно, наличие лицензии не является обязательным.
Прокурор отзыв на кассационную жалобу не представил, но его представитель в судебном заседании считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, в связи с чем отклоняет доводы общества.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Хабаровского района Хабаровского края проведена проверка деятельности общества по вопросу соблюдения законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой было установлено, что общество осуществляет деятельность по сбору, транспортировке твердых отходов и промышленных отходов (в том числе опасных) на территории Тополевского сельского поселения при отсутствии соответствующей лицензии.
Проверка осуществлена в соответствии с представленным МТУ Ростехнадзора по Дальневосточному федеральному округу перечню специализированных предприятий, занимающихся лицензированным видом деятельности (сбором, использованием, обезвреживанием, транспортировкой, размещением опасных отходов), но не имеющих лицензии, в числе которых в Хабаровском районе указано ООО "Коммунальщик".
По данному факту прокурором в отношении общества возбуждено дело об административной правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в порядке статьи 28.4 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При этом суды исходили из следующего.
Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с названным Законом.
Согласно подпункту 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов относится к лицензируемому виду деятельности.
Из содержания статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что к опасным относятся отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие
опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ) деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 N 511 утверждены критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды. Согласно данным критериям все отходы производства и потребления классифицируются как опасные в соответствии с пятью классами опасности, в том числе 4 класс опасности - малоопасные отходы, 5 класс опасности - практически неопасные отходы.
Согласно примечанию к Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786 данный каталог представляет собой перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую среду.
Как следует из материалов дела и установлено судом, общество осуществляет деятельность по сбору, вывозу, транспортировке твердых бытовых отходов от жилищного фонда Тополевского сельского поселения, а также учреждений, предприятий и организаций, осуществляющих деятельность на территории Хабаровского района, в том числе заключен договор на прием и захоронение твердых бытовых отходов от 01.01.2008 с МУП города Хабаровска "Спецавтохозяйство по санитарной очистке". За период с 01.06.2007 у данного юридического лица приобретено разовых талонов на сумму 647000 руб.
Судами установлено, что общество осуществляет деятельность по сбору, вывозу и транспортировке твердых бытовых отходов отнесенных к отходам 4-5 классов опасности. Данное обстоятельство не отрицало и общество в объяснениях, данных представителем и директором общества (л.д. 8 и 31), из содержания которых следует, что общество знало о том, что осуществляет сбор и транспортировку опасных отходов, на что нужна лицензия, которая не оформлена в связи с отсутствием финансовых средств по оплате материалов обоснования, обучения специалиста и других сборов и пошлин.
В настоящее время такая лицензия получена.
При таких обстоятельствах вывод суда обеих инстанций о том, что факт совершения обществом вменяемого ему правонарушения доказан прокурором, является правомерным, в связи с чем суд удовлетворил заявленные требования и привлек общество к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Так как все обстоятельства дела установлены и оценены судом в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а доводы кассационной жалобы фактически направлена на переоценку этих обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, основания для отмены принятых по делу судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 08.04.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2009 по делу N А73-2987/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 N 511 утверждены критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды. Согласно данным критериям все отходы производства и потребления классифицируются как опасные в соответствии с пятью классами опасности, в том числе 4 класс опасности - малоопасные отходы, 5 класс опасности - практически неопасные отходы.
Согласно примечанию к Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786 данный каталог представляет собой перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую среду.
...
В настоящее время такая лицензия получена.
При таких обстоятельствах вывод суда обеих инстанций о том, что факт совершения обществом вменяемого ему правонарушения доказан прокурором, является правомерным, в связи с чем суд удовлетворил заявленные требования и привлек общество к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 августа 2009 г. N Ф03-4264/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании