Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 августа 2009 г. N Ф03-4309/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ФНС России: К.С. Лобырева, представитель по доверенности б/н от 20.11.2008, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы на определение от 06.04.2009, на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2009 по делу N А73-2536/2009 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Федеральной налоговой службы о признании открытого акционерного общества "Родник" несостоятельным (банкротом).
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2009 г.
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании открытого акционерного общества "Родник" (далее - общество, должник) несостоятельным (банкротом) как отсутствующего должника.
В его обоснование уполномоченный орган сослался на наличие у должника задолженности по обязательным платежам в размере 3121328 руб.
Определением от 06.04.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.06.2009, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Не согласившись с названными судебными актами, ФНС России обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт о признании общества отсутствующим должником.
В обоснование своей правовой позиции заявитель жалобы указывает на то, что на момент подачи заявления должник обладал признаками банкротства, предусмотренными пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве). Считает, что представленный баланс общества дает достаточные основания для вывода о возможности формирования конкурсной массы для погашения расходов на проведение процедуры банкротства и удовлетворения требований кредиторов. Ссылается на статью 230 Закона о банкротстве, согласно которой в случае, если имущество должника заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве, к должнику применяются положения о банкротстве отсутствующего должника. При этом указывает на то, что при подаче заявления представлялась выписка из бюджетной сметы на 2009 год в качестве доказательства наличия средств, необходимых для финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве отсутствующих должников. Указывает на возможность перехода к обычной процедуре банкротства в случае обнаружения имущества должника.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представитель ФНС России поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, выступления в судебном заседании представителя уполномоченного органа, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены.
Как следует из материалов дела, уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о признании общества банкротом как отсутствующего должника, сославшись на наличие у него признаков, предусмотренных статьей 230 Закона о банкротстве.
В силу статей 227, 230 Закона о банкротстве к признакам отсутствующего должника относятся: отсутствие руководителя должника -юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, и невозможность установления его местонахождения; имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве; в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника; иные признаки, свидетельствующие об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.
Арбитражный суд, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления налоговой службы о признании ОАО "Родник" несостоятельным (банкротом) как отсутствующего должника.
При этом обоснованно указал на то, что арбитражный суд не вправе по собственной инициативе возбуждать дело о банкротстве по общим правилам при наличии заявления о проведении упрощенной процедуры банкротства.
Исходя из смысла пункта 2 статьи 227 Закона о банкротстве, заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства.
В подтверждение финансирования процедуры отсутствующего должника ФНС России представлена выписка из бюджетной сметы на 2009 год, что свидетельствует о возможности погашения расходов, связанных с финансированием процедуры банкротства отсутствующего должника в соответствии с перечнем и предельными размерами, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 N 573.
Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 228 Закона о банкротстве арбитражный суд должен решить вопрос о признании отсутствующего должника несостоятельным (банкротом) при условии представления уполномоченным органом допустимых доказательств наличия денежных средств, необходимых для финансирования процедур банкротства.
Выводы суда соответствуют пунктам 4 и 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц".
В соответствии с указанными пунктами, уполномоченный орган представляет суду доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.
Доказательств, подтверждающих вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве отсутствующего должника не усматривается.
Признание должника банкротом и открытие в отношении него конкурсного производства по упрощенной процедуре повлечет неоправданное расходование бюджетных средств без погашения задолженности по обязательным платежам, вопреки целям и задачам конкурсного производства.
Выводы суда сделаны с правильным применением норм материального права, с учетом положений статьи 71 АПК РФ, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые переоценке, к чему фактически сводятся доводы кассационной жалобы, в кассационной инстанции не подлежат в силу положений статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
определение от 06.04.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2009 по делу N А73-2536/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из смысла пункта 2 статьи 227 Закона о банкротстве, заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства.
В подтверждение финансирования процедуры отсутствующего должника ФНС России представлена выписка из бюджетной сметы на 2009 год, что свидетельствует о возможности погашения расходов, связанных с финансированием процедуры банкротства отсутствующего должника в соответствии с перечнем и предельными размерами, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 N 573.
Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 228 Закона о банкротстве арбитражный суд должен решить вопрос о признании отсутствующего должника несостоятельным (банкротом) при условии представления уполномоченным органом допустимых доказательств наличия денежных средств, необходимых для финансирования процедур банкротства.
Выводы суда соответствуют пунктам 4 и 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц"."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 августа 2009 г. N Ф03-4309/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании