Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 сентября 2009 г. N Ф03-4595/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Негосударственный фонд имущества" - Бугаева М.Н., представитель, доверенность от 10.03.2009 от административного органа: Управления охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Хабаровского края - Заяц С.Б,, заместитель начальника отдела правового обеспечения, доверенность от 27.01.2009 N 6.3.28-909, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Негосударственный фонд имущества" на решение от 22.04.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2009 по делу N А73-4237/2009 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Негосударственный фонд имущества" к Управлению охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Хабаровского края об оспаривании постановления от 26.03.2009 N 758 по делу об административном правонарушении.
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2009 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Негосударственный фонд имущества" (далее - ООО "НФИ", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Хабаровского края (далее - управление, административный орган) от 26.03.2009 N 758 по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 22.04.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано, ввиду наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе общества, которое просит судебные акты отменить, в связи с неправильным применением судами норм материального права и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование жалобы, поддержанной представителем в заседании суда кассационной инстанции, общество указывает на то, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку деятельность по размещению отходов осуществляет МУП "Спецавтохозяйство по санитарной очистке", которое выставляет тариф за размещение отходов.
Управление согласно представленному отзыву и его представитель в судебном заседании против доводов, изложенных в жалобе, возражает, считает принятые судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Центрального района г. Хабаровска совместно с управлением проведена проверка соблюдения ООО "НФИ" требований природоохранного законодательства, по результатом которой прокурором района 10.12.2008 возбуждено дело об административном правонарушении, 26.03.2009 управлением вынесено постановление N 758, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 руб.
Общество, не согласившись с указанным постановлением административного органа, оспорило его в арбитражный суд.
Судебные инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленного требования, сослались на то, что управлением факт административного правонарушения, выразившийся в нарушении требований природоохранного законодательства и вина общества доказаны. Следовательно, общество обязано в установленном порядке вносить плату за негативное воздействие па окружающую среду. Поскольку общество не исполнило эту обязанность, управление обоснованно привлекло его к ответственности.
Однако судами не учтено следующее.
Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: аыброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов, другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природ опользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов,.
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды
Суды указали, что при осуществлении обществом деятельности, образуются твердые бытовые отходы, от размещения которых происходит негативное воздействие на окружающую среду.
Однако в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохрамилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Однако ни из материалов дела, ни из оспариваемого постановления управления не следует, что общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.
При таких обстоятельствах событие административного правонарушения, предусмотренное статьей 8.41 КоАП РФ, в действиях общества отсутствовало.
Отсутствие события административного правонарушения в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, у судов отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявления общества.
Принимая во внимание отсутствие необходимости установления новых юридически значимых обстоятельств и их доказывания, суд кассационной инстанции считает возможным на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ отменить состоявшиеся по делу судебные акты с принятием нового решения о признании незаконными и отмене оспариваемого постановления управления.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 22.04.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2009 по делу N А73-4237/2009 Арбитражного суда Хабаровского края отменить.
Постановление Управления охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Хабаровского края от 26.03.2009 N 758 по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Негосударственный фонд имущества", расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Волочаевская, д.8, ОГРН 1022700914235, признать незаконным и полностью отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Однако ни из материалов дела, ни из оспариваемого постановления управления не следует, что общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.
При таких обстоятельствах событие административного правонарушения, предусмотренное статьей 8.41 КоАП РФ, в действиях общества отсутствовало.
Отсутствие события административного правонарушения в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 сентября 2009 г. N Ф03-4595/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании.