г. Хабаровск |
|
05 июня 2009 г. |
06АП-2079/2009 |
Резолютивная часть оглашена 03 июня 2009 года.
В полном объеме постановление изготовлено 05 июня 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Меркуловой Н.В.,
судей Песковой Т.Д., Гричановской Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ракиновой Е.Н.
при участии в судебном заседании:
от заявителя явился на основании доверенности от 10.03.2009 б/н представитель - Бугаева М.Н.;
от административного органа явился на основании доверенности от 27.01.2009 N 63.28-909 представитель - Заяц С.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Негосударственный фонд имущества"
на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22.04.2009
по делу N А73-4237/2009, принятое судьей Шестак Ж.Г.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Негосударственный фонд имущества"
к Управлению охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Хабаровского края
об оспаривании постановления от 26.03.2009 N 758 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Негосударственный фонд имущества" (далее - заявитель, ООО "НФИ", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Хабаровского края (далее - административный орган) от 26.03.2009 N 758 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения штрафа в размере 50 000 руб.
Право на обращение с соответствующим заявлением общество обосновало отсутствием состава вменяемого правонарушения, кроме того, указано на то, что оспариваемое постановление в нарушение части 3 статьи 25.4 КоАП РФ вынесено без участия законного представителя общества.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 22.04.2009 по делу N А73-4237/2009 в удовлетворении требований ООО "НФИ" о признании незаконным и отмене постановления Управления охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Хабаровского края от 26.03.2009 N 758 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 КоАП РФ отказано.
Принимая данное решение, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что административным органом факт административного правонарушения, выразившийся в нарушении требований природоохранного законодательства и вина общества доказаны и подтверждены материалами дела, не установлено судом и существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с судебным актом арбитражного суда первой инстанции, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение от 22.04.2009 по делу N А73-4237/2009 отменить, заявленные требования удовлетворить ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела по причине неправильного применения судом норм материального права. По мнению общества в его действиях отсутствует состав вмененного правонарушения, поскольку оно не является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель заявителя доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме, а представитель административного органа, считая их несостоятельными, просил решение оставить без изменения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), для отменены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции. Судом первой инстанции в соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального и процессуального права.
Из материалов дела следует, что 10.12.2008 в 14 час. 50 мин. прокуратурой Центрального района г. Хабаровска совместно с главным специалистом Управления по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов Хабаровского края проведена проверка соблюдения ООО "НФИ", расположенным в г. Хабаровске по ул. Волочаевской, д. 8, требований природоохранного законодательства.
В ходе проверки установлено, что общество при осуществлении уставной деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду посредством образования и размещения отходов. При этом в нарушение действующего законодательства им не внесена в установленные сроки плата за негативное воздействие на окружающую среду за 3, 4 кварталы 2007 года, за 1, 2, 3 кварталы 2008 года.
10.12.2008 прокурором Центрального района г. Хабаровска в отношении ООО "НФИ" возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 КоАП РФ, о чем в присутствии директора общества Гашеевой Т.И. вынесено соответствующее постановление.
26.03.2009 государственным инспектором Хабаровского края по охране природы Чефрановым В.Г. по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление N 758, которым ООО "НФИ" привлечено к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 50 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, ООО "НФИ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого было отказано.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды. Объективную сторону правонарушения образуют бездействия в виде невнесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. Субъективная сторона вменяемого состава административного правонарушения выражается как в форме умысла, так и неосторожности. Субъектами правонарушения являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия относится размещение отходов производства и потребления и иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводит к негативным изменениям качества окружающей среды; к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Пунктом 9 данного порядка, установлено, что перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору приказом от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду" установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду - не позднее 20 числа месяца следующего за отчетным периодом, которым является календарный год.
Из материалов дела: акта обследования от 03.12.2008 б/н, постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 10.12.2008, объяснения от 10.12.2008 следует, что в результате хозяйственной деятельности ООО "НФИ" образуются отходы, бытовой мусор складируется в контейнерах, расположенных на территории предприятия, захоронение твердых бытовых отходов осуществляется на основании договора об оказании услуг от 22.01.2008 N 415.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, в свою очередь, хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
Данная статья не разделяет такие объекты на временные и постоянные, а временные объекты в конечном итоге призваны содержать отходы до последующего их захоронения, использования, что и определяется законом как хранение отходов и, следовательно, как их размещение.
Пункт 2.5 СанПиНа 2.1.7.1322-03 определил, что объектами размещения отходов также считаются открытые площадки или специализированные помещения, на которых производится временное хранение отходов, в том числе в целях их последующей утилизации, из чего следует, что даже в случае временного размещения отходов на такого рода площадках в специализированных контейнерах юридические лица и индивидуальные предприниматели, в собственности которых находятся данные отходы, обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Следовательно, ООО "НФИ" является лицом, ответственным за хранение и размещение отходов. На него возлагается обязанность по исчислению и внесению в установленные сроки платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Факт совершения администартивного правонарушения подтверждается постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 10.12.2008 б/н (т.д. 1 л.д. 39-41), актом обследования природопользователя от 04.12.2008 (т.д. 1 л.д. 42-43), актом обследования природопользователя от 03.12.2008 (т.д. 1 л.д. 44-46), объяснением от 10.12.2008 (т.д. 1 л.д. 47-49), платежными поручениями. Факт невнесения платы ООО "НФИ" не отрицается, доказательства перечисления платы за 3, 4 кварталы 2007 года, за 1, 2, 3 кварталы 2008 года в материалах дела отсутствуют и не представлены заявителем в арбитражный апелляционный суд, следовательно, в бездействии общества имеются признаки вмененного правонарушения, событие правонарушения и вина общества установлены, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.
Наличие действующего договора на вывоз отходов не исключает ответственности ООО "НФИ" за невнесение платы за негативное воздействие, поскольку именно общество является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.
Данная позиция согласуется с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О.
Не установлено арбитражным апелляционным судом и нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями к отмене судебного акта, арбитражным апелляционным судом так же не установлено.
Частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ установлено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается, в связи с этим ООО "НФИ" из федерального бюджета подлежит возврату излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 000 руб.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22 апреля 2009 года по делу N А73-4237/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Негосударственный фонд имущества" - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Негосударственный фонд имущества" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 05.05.2009 N 5148 государственную пошлину в размере 1 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.
Председательствующий |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-4237/2009
Истец: ООО"Негосударственный фонд имущества", ООО "Негосударственный фонд имущества"
Ответчик: Управление охраны окружающей среды МПР Хабаровского края