Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Юдиной С.В, Матросовой Г.В, с участием прокурора Юнусовой А.И, рассмотрев в открытом судебном заседании 18 июля 2022 года гражданское дело по иску Астаховой Юлии Николаевны к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области, Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, оплате времени вынужденного прогула, возложении обязанности
по кассационной жалобе Управления Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области, Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации
на решение Сормовского районного суда г. Нижний Новгород от 6 сентября 2021 года (с учетом определения об исправлении описки от 14 сентября 2021 года) по гражданскому делу N 2-2417/2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 14 декабря 2021 года по гражданскому делу N 33-14971/2021, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В, выслушав пояснения по доводам кассационной жалобы представителя ответчиков Управления Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области и Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации Власовой С.Б, действующей на основании доверенностей, заключение прокурора, полагавшего кассационную жалобу подлежащей удовлетворению,
УСТАНОВИЛА:
Астахова Ю.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области (далее по тексту УФССП по Нижегородской области), Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации (далее по тексту - ФССП России) о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, оплате времени вынужденного прогула, возложении обязанности.
Решением Сормовского районного суда г. Нижний Новгород от 6 сентября 2021 года (с учетом определения об исправлении описки от 14 сентября 2021 года), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 14 декабря 2021 года, исковые требования Астаховой Ю.Н. удовлетворены частично: признан незаконным и отменен приказ УФССП по Нижегородской области об увольнении Астаховой Ю.Н. от 28 апреля 2021 года N 381-к; Астахова Ю.Н. восстановлена на работе в должности судебного пристава-исполнителя Приокского районного отдела УФССП по Нижегородской области с 11 мая 2021 года; на УФССП по Нижегородской области возложена обязанность внести в трудовую книжку Астаховой Ю.Н. запись о признании увольнения на основании приказа от 28 апреля 2021 года N 381-к недействительным; признан незаконным отказ УФССП по Нижегородской области в выдаче направления на прохождение комплексного обследования; на УФССП по Нижегородской области возложена обязанность инициировать в отношении Астаховой Ю.Н. мероприятия по переходу государственного гражданского служащего в органы принудительного исполнения Российской Федерации; с УФССП по Нижегородской области в пользу Астаховой Ю.Н. взыскана заработная плата за время вынужденного прогула с 12 мая 2021 года по 6 сентября 2021 года в размере 50623, 16 руб, компенсация морального вреда 15000 рублей. В удовлетворении остальной части иска Астаховой Ю.Н. отказано.
В поданной кассационной жалобе УФССП по Нижегородской области и ФССП России ставят вопрос об отмене принятых по делу судебных актов в части удовлетворения исковых требований, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, указывая на законность увольнения истца по сокращению штата, соблюдение процедуры увольнения, отсутствие оснований для повторного вручения истцу направления на прохождение комплексного обследования для перехода в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи, выслушав участника процесса, заключение прокурора, проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела и заключаются в следующем.
Как установлено судом, приказом УФССП по Нижегородской области от 03 сентября 2015 года N 1740-к Астахова Ю.Н. назначена на должность федеральной государственной гражданской службы ведущего специалиста-эксперта (дознавателя) специализированного отдела по особым исполнительным производствам управления, с 5 декабря 2016 года занимала должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя Приокского районного отдела судебных приставов управления.
Приказом УФССП по Нижегородской области от 28 апреля 2020 года N369-к с Астаховой Ю.Н. расторгнут служебный контракт, и она уволена с занимаемой должности федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя Приокского районного отдела судебных приставов 30 апреля 2020 года, в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Согласно материалам дела, 24 января 2020 года Астахова Ю.Н. участвовала в проведении профессионального психологического отбора, по результатам которого ей определена третья категория профессиональной пригодности и сделан вывод, что ее уровень развития личных и деловых качеств ниже среднего, не обеспечивает успешного выполнения обязанностей в особых условиях деятельности, в связи с чем, 18 марта 2020 года на заседании оперативного штаба принято решение о том, что истец не может поступить на службу в органы принудительного исполнения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 9 марта 2021 года отменено решение Сормовского районного суд г. Нижний Новгород от 24 июля 2020 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Астаховой Ю.Н. о признании незаконным увольнения. В отмененной части принято новое решение, которым увольнение Астаховой Ю.Н. приказом от 28 апреля 2020 года признано незаконным, Астахова Ю.Н. восстановлена на работе в должности судебного пристава-исполнителя Приокского районного отдела УФССП по Нижегородской области с 30 апреля 2020 года; на УФССП по Нижегородской области возложена обязанность внести в трудовую книжку Астаховой Ю.Н. запись о признании увольнения на основании приказа от 28 апреля 2020 года N369-к недействительным; с УФССП по Нижегородской области в пользу Астаховой Ю.Н. взыскана заработная плата за время вынужденного прогула с 1 мая 2020 года по 9 марта 2021 года в размере 371405 рублей 54 копеек.
10 марта 2021 года УФССП России по Нижегородской области издан приказ N 174-к "Об отмене приказа Управления от 28 апреля 2020 года N369-к об увольнении Астаховой Ю.Н.".
Как следует из материалов дела, 10 марта 2021 года Астаховой Ю.Н. вручено уведомление о предстоящем сокращении и об имеющихся в вакантных должностях.
15 марта 2021 года в УФССП России по Нижегородской области поступило обращение Астаховой Ю.Н, в котором она отказывается от занятия какой-либо должности федеральной государственной гражданской службы, при этом настаивает на принятии ее на службу в орган принудительного исполнения, на которое 2 апреля 2021 года Астаховой Ю.Н. дан ответ об отказе по тем основаниям, что применение положений статьи 92 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" истцом реализованы в первом полугодии 2020 года.
5 мая 2021 года Астаховой Ю.Н. вручено уведомление об имеющихся вакантных должностях, на занятие которых истец согласия не выразила.
Приказом от 28 апреля 2021 года N 381-к Астахова Ю.Н. уволена по пункту 8.2 части 1 и части 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" с занимаемой должности 11 мая 2021 года, с ней расторгнут контракт от 7 сентября 2015 года.
Обращаясь в суд с исковыми требованиями о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, признании незаконным отказа в выдаче направления на прохождение комплексного обследования для перехода в органы принудительного исполнения Российской Федерации, Астахова Ю.Н. указала, что ответчик неправомерно отказал ей в реализации права на поступление в органы принудительного исполнения Российской Федерации, вследствие чего последующее увольнение является незаконным.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Астаховой Ю.Н. в указанной части, суд первой инстанции исходил из того, что факт незаконного отказа истцу в выдаче ответчиком УФССП России по Нижегородской области направления на прохождение профессионального психологического отбора для поступления на службу в органы принудительного исполнения установлен, пришел к выводу о незаконности увольнения истца с государственной гражданской службы.
Суд апелляционной инстанции согласился с данным выводом суда первой инстанции, поскольку по состоянию на 10 марта 2021 года - дату отмены приказа УФССП России по Нижегородской области от 28 апреля 2020 года N 381-к об увольнении Астаховой Ю.Н, срок действия заключения от 24 января 2020 года по результатам психологического отбора в отношении Астаховой Ю.Н. истек, истец изъявила желание поступить на службу в органы принудительного исполнения, а ответчиком нарушен порядок реализации государственным гражданским служащим права на поступление в органы принудительного исполнения Российской Федерации после восстановления истца на работе.
Между тем, указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций не основаны на подлежащих применению нормах материального права, сделаны с нарушением норм процессуального права.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (статья 2).
К общим основаниям прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы относятся расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статьи 37 настоящего Федерального закона), а также отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (статья 29 настоящего Федерального закона) (пункты 4 и 7 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ общим основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статьи 37 настоящего Федерального закона).
В силу пункту 8.2 части 1 статьи 37 этого Федерального закона служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки (часть 1).
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2).
Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 5).
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 этого же закона (часть 6).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 года N 822 в соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ утверждены Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил при отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы, отвечающих требованиям части 1 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, кадровая служба указанных органов не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения государственного гражданского служащего в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы "Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров", с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности.
Уведомление о предложении государственному гражданскому служащему вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах с приложением списка этих вакантных должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, вручается кадровой службой государственному гражданскому служащему под роспись не позднее чем за 25 дней до дня предстоящего увольнения в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или с упразднением государственного органа (пункт 4 Правил).
Таким образом, с учетом приведенных норм материального права, а также оснований заявленных исковых требований Астаховой Ю.Н. и возражений ответчика на иск, имеющими значение для правильного разрешения спора о законности увольнения Астаховой Ю.Н. по пункту 8.2 части 1 и части 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", являлись следующие обстоятельства: имелись ли у УФФСП России по Нижегородской области основания для увольнения истца в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы; был ли соблюден установленный законом порядок увольнения по названному выше основанию.
Вместе с тем, суды первой и апелляционной инстанций приведенные нормативные положения при разрешении спора о законности увольнения Астаховой Ю.Н. по пункту 8.2 части 1 и части 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", к спорным отношениям применили неправильно.
Как установлено судом, Астахова Ю.Н. с 2016 года занимала должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя Приокского районного отдела судебных приставов управления УФФСП России по Нижегородской области.
Приказом УФССП по Нижегородской области от 28 апреля 2020 года N369-к с Астаховой Ю.Н. расторгнут служебный контракт, и она уволена с занимаемой должности федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя Приокского районного отдела судебных приставов 30 апреля 2020 года, в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 9 марта 2021 года отменено решение Сормовского районного суд г. Нижний Новгород от 24 июля 2020 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Астаховой Ю.Н. о признании незаконным и отмене приказа об увольнении, восстановлении на работе, внесения записи в трудовую книжку, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула. В отмененной части принято новое решение, которым требования истца удовлетворены, в том числе, о восстановлении Астаховой Ю.Н. на работе в должности судебного пристава-исполнителя Приокского районного отдела УФССП России по Нижегородской области с 30 апреля 2020 года.
В исполнение судебного акта, 10 марта 2021 года УФССП России по Нижегородской области издан приказ N 174-к "Об отмене приказа Управления от 28 апреля 2020 года N369-к об увольнении Астаховой Ю.Н.".
Как следует из материалов дела, 10 марта 2021 года Астаховой Ю.Н. УФССП России по Нижегородской области вручено уведомление о предстоящем сокращении и об имеющихся вакантных должностях.
5 мая 2021 года Астаховой Ю.Н. также вручено уведомление о вакантных должностях, на занятие которых истец согласие не выразила.
Приказом от 28 апреля 2021 года N 381-к Астахова Ю.Н. уволена по пункту 8.2 части 1 и части 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" с занимаемой должности 11 мая 2021 года, с ней расторгнут контракт.
Как установлено судом, факт сокращения замещаемой истцом должности гражданской службы имел место. О сокращении должности гражданской службы и предстоящем увольнении истец была уведомлена под роспись в установленные законом сроки, от предложенных вакантных должностей гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой истцом должности, Астахова Ю.Н. отказалась.
Признавая увольнение Астаховой Ю.Н. незаконным, в связи с нарушением прав истца отказом УФССП России по Нижегородской области в выдаче направления на прохождение комплексного обследования в соответствии с положениями главы 14 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнении Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", судом первой инстанции не принято во внимание, что Федеральным законом от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" такая обязанность на государственный орган, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или в связи с упразднением государственного органа, не возложена, положения Федерального закона от 1 октября 2019 года N328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнении Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к данным правоотношениям применены быть не могут по следующим основаниям.
1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В статье 1 указанного закона содержится определение службы в органах принудительного исполнения как вида федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах принудительного исполнения, а также на должностях, не являющихся должностями в органах принудительного исполнения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 92 Федерального закона N 328-ФЗ, содержащей переходные положения, гражданские служащие Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов, изъявившие желание поступить на службу в органы принудительного исполнения в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат медицинскому освидетельствованию на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения. Направление на медицинское освидетельствование гражданских служащих, претендующих на замещение должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава, осуществляется после проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору, а также в отношении отдельных должностей после проведения психофизиологического исследования, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, и проверки уровня физической подготовки.
Частью 3 данной статьи предусмотрено, что гражданские служащие, соответствующие требованию, установленному частью 1 настоящей статьи (предельный возраст поступления на службу), а также прошедшие профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование, а в установленных случаях - психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами и проверку уровня физической подготовки, назначаются на должности в органах принудительного исполнения младшего, среднего и старшего начальствующего состава в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона на основании приказа руководителя федерального органа принудительного исполнения или на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения приказом уполномоченного руководителя.
Гражданские служащие, исполнявшие обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", до 1 января 2020 года, продолжают исполнять обязанности в соответствии с условиями ранее заключенных контрактов до назначения на должность в органах принудительного исполнения либо до увольнения в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (часть 13).
Как следует из материалов дела, в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями УФССП по Нижегородской области 23 января 2020 года Астаховой Ю.Н. вручено уведомление о сокращении занимаемой ею должности, разъяснен порядок перехода на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации в связи с вступлением в силу Федерального закона от 1 октября 2019 года N328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
23 января 2020 года Астаховой Ю.Н. подано заявление о желании поступить на службу в органы принудительного исполнения на должность судебного пристава-исполнителя Приокского районного отделения судебных приставов Управления ФССП по Нижегородской области.
24 января 2020 года Астахова Ю.Н. участвовала в проведении профессионального психологического отбора, по результатам которого ей определена третья категория профессиональной пригодности и сделан вывод, что ее уровень развития личных и деловых качеств ниже среднего, позволяет овладеть необходимым минимумом профессиональных знаний, навыков и умений, удовлетворительно выполнять служебные обязанности сотрудника органов принудительного исполнения в обычных условиях, но не обеспечивает успешного выполнения обязанностей в особых условиях деятельности.
18 марта 2020 года решением оперативного штаба УФССП по Нижегородской области Астаховой Ю.Н. отказано в поступлении на службу в органы принудительного исполнения.
Согласно материалам дела, решением Сормовского районного суда г.Нижний Новгород от 24 июля 2020 года, вступившим в законную силу на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 9 марта 2021 года, отказано в удовлетворении исковых требований Астаховой Ю.Н. о признании незаконным и отмене решения оперативного штаба УФССП по Нижегородской области от 18 марта 2020 года, поскольку порядок организации и проведения профессионального психологического отбора, определенный Правилами профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года N 1909, соблюден, решение оперативным штабом об отказе в удовлетворении заявления Астаховой Ю.Н. принято обоснованно, т.к. определение третьей категории профессиональной пригодности является безусловным основанием для отказа в принятии на должность судебного пристава-исполнителя в органы принудительного исполнения.
В связи с чем, Астаховой Ю.Н. реализовано право на переход на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации в связи с вступлением в силу Федерального закона от 1 октября 2019 года N328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в сроки, установленные указанным законом; в переходе на службу в органы принудительного исполнения Астаховой Ю.Н. отказано, в связи с несоответствием предъявляемым требованиям.
Вместе с тем, суды первой и апелляционной инстанций пришли к ошибочному выводу, не основанному на нормах материального права, что восстановление в судебном порядке Астаховой Ю.Н. на работе, ввиду нарушения процедуры ее увольнения, возлагает на государственный орган обязанность повторно провести мероприятия переходного периода, предоставляя ей преимущества, не предусмотренные Федеральным законом от 1 октября 2019 года N328-ФЗ, по отношению к иным сотрудникам, не прошедшим психологическое тестирование, но согласившимся на продолжение государственной гражданской службы.
Судами первой и апелляционной инстанций не учтено, что в силу пункта 16 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 года N328-ФЗ иное исчисление срока изъявления желания поступить на службу в органы принудительного исполнения предусмотрено лишь для гражданских служащих, находящихся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, для которых двухмесячный срок исчисляется со дня выхода из отпусков.
Ввиду изложенного, решение Сормовского районного суда г. Нижний Новгород от 6 сентября 2021 года (с учетом определения об исправлении описки в решении суда от 14 сентября 2021 года) и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 14 декабря 2021 года нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для отмены судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное, и разрешить спор в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, установленными обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Сормовского районного суда г. Нижний Новгород от 6 сентября 2021 года (с учетом определения об исправлении описки в решении суда от 14 сентября 2021 года) и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 14 декабря 2021 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Сормовский районный суд г. Нижний Новгород.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.