Кассационный военный суд в составе председательствующего Сивова В.В., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л. при секретаре судебного заседания Снадиной А.И. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-244/2021 по кассационной жалобе представителя административного ответчика - Министерства обороны Российской федерации (далее - МО РФ) Пиунова Эдуарда Валентиновича на решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 9 декабря 2021 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 7 апреля 2022 г. по административному исковому заявлению "звание" Тюменкова Алексея Валентиновича об оспаривании действий МО РФ, федерального государственного казённого учреждения " "данные изъяты"" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека") и командира войсковой части N, связанных с формированием накоплений для жилищного обеспечения без учета дохода от инвестирования накоплений на его именной накопительный счет (далее - ИНС) участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС).
Заслушав доклад судьи Лядова В.Л, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд
установил:
решением Нижегородского гарнизонного военного суда от 9 декабря 2021 г. удовлетворено административное исковое заявление Тюменкова о признании незаконными действий МО РФ, ФГКУ "Росвоенипотека" и командира войсковой части N, связанных с несвоевременным включением административного истца в реестр участников НИС и с неначислением инвестиционного дохода на ИНС участника НИС, с возложением на ФГКУ "Росвоенипотека" обязанности по учету на ИНС Тюменкова дохода от инвестирования накоплений за период с 24 сентября 2015 г. по 1 июня 2020 г. в размере 282 910 руб. за счёт средств распределяемого инвестиционного дохода.
Апелляционным определением окружного военного суда вышеназванное решение гарнизонного военного суда отменено и по административному делу принято новое решение о частичном удовлетворении требований административного иска. Судом признаны незаконными действия командира войсковой части N, связанные с несвоевременным направлением документов для включения Тюменкова в сводный список военнослужащих, направляемый в регистрирующий орган МО РФ для включения в реестр участников НИС. Также признаны незаконными действия руководителя ФГКУ "Росвоенипотека", связанные с неначислением на ИНС Тюменкова дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения за период с 24 сентября 2015 г. по 30 сентября 2020 г. с возложением на него обязанности истребовать из МО РФ 266 770 руб. 45 коп, и их последующего учета на ИНС Тюменкова в качестве недополученного дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения за оспариваемый период. На МО РФ возложена обязанность предоставить ФГКУ "Росвоенипотека" 266 770 руб. 45 коп. для их учета на ИНС Тюменкова в качестве недополученного дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения за оспариваемый период.
В удовлетворении требований административного искового заявления о признании незаконными действий МО РФ, а также о возложении на ФГКУ "Росвоенипотека" обязанности учесть на ИНС Тюменкова недополученный доход от инвестирования в размере, превышающем 266 770 руб. 45 коп, а именно 16 139 руб. 55 коп, раннее учтенных ФГКУ "Росвоенипотека" в качестве дохода от инвестирования накоплений за период с 1 октября по 31 декабря 2020 г, отказано.
В кассационной жалобе, поданной 8 июня 2022 г, представитель административного ответчика - МО РФ Пиунов Э.В. просит отменить решение гарнизонного военного суда и апелляционное определение окружного военного суда в связи с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов МО РФ.
В обоснование автор жалобы, анализируя законодательство, регулирующее возникшие по делу спорные правоотношения, приходит к выводу о том, что получение дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения возможно только в случае наличия у участника НИС открытого ИНС. Кроме того он указывает, что МО РФ не уполномочено доводить дополнительные лимиты бюджетных обязательств до ФГКУ "Росвоенипотека", поскольку данную функцию выполняет Департамент бюджетного планирования и социальных гарантий МО РФ. Также он обращает внимание на то, что ИНС участника НИС является формой аналитического учета, а не банковским счетом, в связи с чем перечисление на него каких-либо сумм не возможно.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в том числе публично, путём размещения информации на официальном сайте суда.
Рассмотрев в пределах доводов кассационной жалобы материалы административного дела, Кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно частям 2 и 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
При рассмотрении административного дела судами в качестве юридически значимых обстоятельств установлено и сторонами не оспаривается, что Тюменков, заключивший 6 октября 2006 г. первый контракт о прохождении военной службы и 4 августа 2015 г. уволенный в запас в связи с невыполнением его условий, 24 сентября 2015 г. вновь поступил на военную службу по контракту в войсковую часть N.
В реестр участников НИС Тюменков включен 1 июня 2020 г, с датой возникновения основания для этого 24 сентября 2015 г. ИНС ему открыт 30 сентября 2020 г. и с этого же времени начался учёт накоплений на его ИНС и передача их в доверительное управление.
По состоянию на 1 января 2021 г. на ИНС административного истца учтены накопления за период с 24 сентября 2015 г. по 31 декабря 2020 г. в размере "данные изъяты", в том числе доход от их инвестирования в период с 1 октября по 31 декабря 2020 г. в размере 16 139 руб. 55 коп, При этом расчёт накоплений, подлежащих учёту на ИНС административного истца за период с 24 сентября 2015 г. по 30 сентября 2020 г, осуществлён без учёта инвестиционного дохода, который был бы учтён на его ИНС в случае своевременного включения в реестр участников НИС, о чем Тюменкову стало известно 31 августа 2021 г.
Несвоевременное включение административного истца в указанный реестр произошло по независящим от него обстоятельствам.
Дав надлежащую оценку юридически значимым обстоятельствам, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что учёт на ИНС Тюменкова накоплений для жилищного обеспечения за период с даты возникновения основания для включения в реестр участников НИС до момента открытия этого счёта произведён с нарушением требований закона, повлекшим, среди прочего, несоблюдение права административного истца на учёт дохода от инвестирования накоплений, учтённого в указанный период на ИНС военнослужащих, в отношении которых подобных нарушений не допущено.
То есть, Тюменков вследствие нарушения воинскими должностными лицами его прав и законных интересов, вопреки установленным для военнослужащих в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих") гарантиям единой системы правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения, и в нарушение принципа социальной справедливости, поставлен в неравные условия с военнослужащими, обладающими аналогичным объёмом прав на жилищное обеспечение.
Разрешая возникшие по делу спорные правоотношения при установленных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции правильно применил и дал верное толкование пунктам 1 и 15 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", статьям 4, 5, 9 - 11 и 14 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", и пришел к верному выводу о том, что оспоренным Тюменковым бездействием административных ответчиков, сопряжённым с особенностями учёта денежных средств на его ИНС, нарушено право административного истца на возможность воспользоваться в полном объёме накоплениями, включающими учтённый за период с 24 сентября 2015 г. по дату открытия такого счёта доход от инвестирования накоплений.
Вопреки доводам кассационной жалобы представителя административного ответчика Пиунова Э.В, отсутствие самостоятельного порядка регулирования правоотношений, связанных с начислением доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на именные счета участников НИС, несвоевременно включённых в соответствующий реестр, то есть регламентации механизма действий в случае реализации ненадлежащим образом прав военнослужащих, которые гарантированы законом, не может служить основанием для отказа в защите нарушенных или оспариваемых прав граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений. Такая защита нарушенных прав является, в силу пункта 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства.
Вывод окружного военного суда относительно порядка осуществления каждым из административных соответчиков действий по восстановлению нарушенных прав административного истца основаны на целях, задачах и порядке их реализации, определённых в Указе Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. N 449 "Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", которым на Министерство обороны Российской Федерации возложены функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, и в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 800 "О создании федерального государственного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих".
Поскольку обязанностью ФГКУ "Росвоенипотека" в соответствии с законом является формирование накоплений, в том числе дохода от инвестирования накоплений, для последующего жилищного обеспечения участников НИС и по зачислению указанных накоплений на их именные счета, то на ФГКУ "Росвоенипотека" обязанность рассчитать величину инвестиционного дохода, который полагается к начислению Тюменкову в период с 24 сентября 2015 г. по дату открытия ИНС, возложена обоснованно. Как верно отмечено судом апелляционной инстанции, адресованные ФГКУ "Росвоенипотека" рекомендации проработать совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти вопрос о начислении упущенного инвестиционного дохода для военнослужащих, несвоевременно включённых в НИС, содержатся в абзаце четвёртом пункта 7 приложения к постановлению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 28 марта 2018 г. N 91-СФ по итогам совместного заседания Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитета Совета Федерации по социальной политике и Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам на тему "О состоянии и проблемах накопительно-ипотечной системы кредитования военнослужащих".
Административными соответчиками не представлено сведений о результатах проработки такого вопроса совместно с Министерством обороны Российской Федерации, в то время как судебные инстанции в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и в целях устранения нарушенного права административного истца также правомерно обязали указанное военное ведомство, привлечённое к участию в деле, осуществить перечисление для учёта на ИНС Тюменкова, рассчитанных ФГКУ "Росвоенипотека" денежных средств в размере упущенного по независящим от военнослужащего обстоятельствам, инвестиционного дохода.
При этом является ошибочным утверждение представителя административного ответчика в кассационной жалобе о незаконности возложения соответствующей обязанности на Министерство обороны Российской Федерации, а не на один из департаментов указанного ведомства, поскольку в соответствии с подпунктом 31 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
Довод кассационной жалобы представителя о невозможности перечисления на ИНС участника НИС каких-либо сумм признается судом кассационной инстанции беспредметным, поскольку обжалуемым судебным актом ни на одного из административных соответчиков такой обязанности не возложено.
Что касается просьбы представителя административного ответчика об отмене решения, то в данной части кассационная жалоба удовлетворению не подлежит ввиду того, что решение отменено апелляционным определением.
Таким образом, доводы кассационной жалобы удовлетворению не подлежат.
Оснований к безусловной их отмене согласно нормативным положениям части 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не выявлено.
Руководствуясь статьями 327, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
в удовлетворении кассационной жалобы представителя административного ответчика в части требования об отмене решения Нижегородского гарнизонного военного суда от 9 декабря 2021 г. - отказать.
Апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 7 апреля 2022 г. по административному исковому заявлению Тюменкова Алексея Валентиновича оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного ответчика - Министерства обороны Российской Федерации Пиунова Эдуарда Валентиновича в оставшейся части - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации путём подачи кассационной жалобы в установленный частью 2 статьи 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 9 августа 2022 г.
Председательствующий В.В. Сивов
Судьи
Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.